Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 2. Цивилизация и культура

Искусство. Обществознание

Критерии произведений искусства

Сегодня к сфере искусства относят только то, что соответствует трём обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать:

    • познавательной ценностью;

    • эстетической ценностью;

    • нравственной ценностью.

Искусство ведения боя соответствует одним и не соответствует другим критериям. То же самое можно сказать о ювелирных украшениях или медицине (подумайте самостоятельно, каким именно критериям они не соответствуют).

Три указанных вида ценностей, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе:

    • истина;

    • красота;

    • добро.

Трудно, пожалуй, найти четвёртый (не говоря о пятом или шестом) критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это вообще «три кита», на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — научную теорию, педагогический приём или религиозное учение, — они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трём главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в сфере образования — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.

Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами, или просто видами искусства. К ним относятся: литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.

В английском языке искусства (во множественном числе) называются arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например: artes liberalis — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — науки, artes disserendi — диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таково его прямое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, необходимые для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт» происходит от того же корня.

У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и «технология». Оно, как и первое, обозначает «занятие, ремесло, науки». Но у него всё же иное содержание. Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а греческое — на техническое и естественно-научное. Поэтому не принято употреблять слово «техника» по отношению к сути явлений литературы или театра. В то же время совокупность приёмов исполнительского искусства, например балетного танца, мы можем именовать техникой.

Из четырёх составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Иисуса Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Картины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория И. Ньютона и теория А. Эйнштейна могут и не быть истинными через тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно превзойдут в будущем. На смену деревянным счётам пришёл механический калькулятор, а его сменила электронно-вычислительная машина. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе.

    Три кита, на которых покоится духовная сфера общества

Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо, чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а потом уже выражало бы прекрасное. Здание церкви построено для практических, а уже затем для эстетических целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам.

    Основные термины и понятия

Искусство, изобразительные искусства, художественная культура.

    Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Сравните его с художественной культурой.

2. Каковы критерии произведений искусства? Как эти критерии связаны между собой? А может быть, связи между ними не существует? Что такое истина в искусстве? Подобна ли она истине в науке?

3. Подвластно ли искусство прогрессу? Почему?

4. Что такое прикладное искусство? Приведите примеры произведений прикладного искусства. Какую роль прикладное искусство играет (и играет ли?) в вашей жизни?

5. Можно ли среди функций художественной культуры и искусства выбрать самую важную, которой подчинены все другие? Своё мнение обоснуйте.

    Практикум

1. Опираясь на ваши знания курса обществознания, полученные в основной школе, вспомните, что такое народная, элитарная, массовая формы культуры. Чем они отличаются? Насколько они связаны между собой? Может ли одно и то же явление культуры быть одновременно продуктом трёх или двух названных форм культуры? Возможно ли перемещение со временем произведения искусства из одной формы культуры в другую (скажем, из элитарной в массовую)? Все свои рассуждения подтвердите примерами.

2. На основе схемы «Функции художественной культуры и искусства» (см. с. 73) опишите их воплощение, взяв за основу (на свой выбор) произведения искусства любой эпохи и жанра.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru