Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 4. Социальные группы в прошлом и сегодня

Этнос и этнические отношения. Обществознание

Формы этнического взаимодействия

Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать формы: а) более или менее мирного сотрудничества; б) этнического конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудничества, которое тем не менее представляет собой скрытое культурное напряжение. Оно довольно многообразно.

Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путём сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов-негров.

Второй процесс — этническое поглощение, т. е. ассимиляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о сокращении численности малых народов Севера — чукчей или ненцев, то речь идёт именно об ассимиляции. Они растворяются в русском этносе практически без остатка. Тяжёлые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодёжи к крупным очагам культуры привели к запустению территории проживания малых народов.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков становятся государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий. Результатом является культурный плюрализм.

Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

    Культурный плюрализм ярче всего проявляется на массовых митингах

Национальная политика России

Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Самым многочисленным народом в России являются русские. Их численность — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %).

Преобладающее большинство народов на территории России сложились именно как этнические общности. Поэтому они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз населяющих её народов.

Особое место в вопросе межэтнических отношений занимает национальная политика государства. Её объектом являются национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьба с проявлениями национализма и дискриминацией этносов (прежде всего национальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями в субъектах Федерации и др.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права.

Равенство, сплочённость, взаимопомощь и совместное процветание всех наций — таковы основные принципы Конституции РФ в решении национального вопроса. В Конституции предусмотрено следующее: все национальности России равноправны; государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств; запрещены дискриминация и угнетение любой национальности, а также действия, направленные на подрыв сплочённости национальностей; государство выступает против шовинизма и местного национализма; каждая нация имеет право свободного применения и развития своего языка и письменности, имеет право на сохранение и изменение собственных нравов и обычаев.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

    • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

    • запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

    • сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

    • равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

    • гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

    • право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

    • содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

    • своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

    • запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

    • защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами; поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах; в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций; в укреплении их связей с родиной в соответствии с нормами международного права.

Особую озабоченность российских политиков вызывает проблема национализма. Раньше под национализмом понималась система идей о превосходстве своей нации, непризнание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями. В соответствии с новой доктриной для достижения свободы и самореализации люди должны самоидентифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве. Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции русских из Азербайджана, Казахстана, Грузии, Чечни, стран Балтии изменили отношение к самому понятию национализма в российском общественном сознании. Новая концепция национализма выражает право этноса на свою государственность, защищающую язык, культуру и самобытность национальных общностей. Сегодня в национальной политике Российского государства одним из центральных является вопрос о соотношении национализма и демократии. Чрезмерный акцент на национальном самоопределении может обернуться трагедией для Российского государства: оно может расколоться по национальным границам.

Проявления национализма в постсоветском пространстве мы наблюдаем в разных формах: от устремлений, осуществляемых парламентским путём, до агрессивных насильственных действий. По мнению специалистов, национализм ещё длительное время будет подпитываться обидами за былое — сокращение функций родных языков, утрату культурных традиций, репрессию малых народов, оскорбление национального достоинства отцов и дедов, потерянные территории и пр. На национальных окраинах ответственность за политическое прошлое народа часто перекладывают на местных русских. Именно на них проецируется ответственность за «имперскую политику федеральных властей». В республиках, переживших межнациональные столкновения, психологические последствия этого особенно заметны.

    Современный национализм многолик

Национализм может питаться непредставленностью нерусского населения в высших политических органах федеральной власти. Наконец, национализм в известной степени — это реакция на необъективное освещение СМИ положения в республиках.

Если в советское время национальная политика сосредоточивалась на отношениях с народами союзных республик, то в новой России эта политика стала распространяться на все национальности, проживающие на территории страны, а не только те, которые имеют собственные государственные образования, как якуты, чуваши, татары. В частности, впервые в 1996 г. был принят федеральный закон о национально-культурной автономии. Иными словами, те национальности, которые не имеют своих государственных образований, могут образовывать общественные организации и через них выражать свои интересы.

На основе конституционных принципов национальной политики в районах компактного проживания нацменьшинств осуществляется региональная национальная автономия. Она подразумевает создание органов самоуправления, действующих под единым руководством государства и наделённых правами осуществления автономии в своём регионе. Таким образом, нацменьшинства получили возможность быть хозяевами страны и распоряжаться внутренними делами своего национального региона.

Традиции языкового равноправия существовали в России издавна. Они нашли подтверждение и развитие в принятом 25 октября 1991 г. Законе «О языках народов Российской Федерации». Он гарантировал всем народам страны, независимо от их численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Закон провозглашает недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языка.

Хотя государственным языком на всей территории России признан русский, в законе указано, что национальные республики, входящие в состав Российской Федерации, могут устанавливать в соответствии с Конституцией страны свои государственные языки. Более того, закон обязывает Правительство Российской Федерации разрабатывать целевые федеральные программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации и осуществлять все меры по их реализации.

В местах компактного проживания людей одной национальности действуют школы, выпускаются газеты на их родном языке. И даже если та или иная национальная группа не обустроена компактно в каком-либо из российских городов, она может организовать выпуск своей газеты или открыть школу.

Нигде в России не существует практики ограничения прав людей при поступлении на работу по языковому или национальному принципу. Никому из государственных служащих и работников коммерческих предприятий не надо сдавать экзамены на знание русского или какого-либо другого языка народов Российской Федерации. Люди могут обращаться во все государственные инстанции страны, в том числе и самые высшие, с письмами на своём родном языке.

Подавляющее большинство россиян прекрасно владеет русским языком, но не потому, что их насильно, в административном порядке заставляют изучать его. Просто русский язык давно (ещё со времен Российской империи и СССР) стал для них мостиком к постижению ценностей мировой культуры, средством межнационального общения. Овладев русским языком, многие народы России сумели добиться больших успехов в культуре и науке; обогатить и свои собственные языки, на которых издаётся всё больше книг, снимаются кинофильмы, ставятся театральные постановки.

Принятый в России закон о языках даёт возможность судебного преследования лиц, занимающихся дискриминацией по языковому принципу.

    Основные термины и понятия

Этнос, клан, племя, диаспора, титульный этнос, народность, нация, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм.

    Вопросы и задания

1. Перечислите и охарактеризуйте признаки этноса.

2. Объясните фразу: «У этноса двойственная природа — биологическая и социальная».

3. В параграфе сказано, что обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Могут ли, на ваш взгляд, существовать этносы, говорящие на нескольких языках? Выскажите своё мнение.

4. Охарактеризуйте исторические типы этноса и приведите примеры, опираясь на ваши знания истории.

5. Что такое этническое самосознание? Есть ли оно у вас? А по вашему мнению, оно должно быть у каждого человека?

6. Сравните этатистскую и этническую традицию в понимании нации. Можно ли говорить об их несовместимости или они взаимодополняемы?

7. Почему решающим для формирования наций называют XX в.?

8. Что такое национальный конфликт? Какие причины его вызывают?

9. Охарактеризуйте национальную политику Российского государства, обратив внимание на её законодательную базу.

10. Перечислите основные национальные проблемы России.

11. Что такое бытовой национализм? Приходилось ли вам сталкиваться с ним?

    Практикум

1. После распада СССР началось «великое переселение народов»: прибалтийские, казахстанские, закавказские русские переселялись в Россию, а из России на Украину, в Белоруссию и Молдавию уезжали этнические украинцы, белорусы и молдаване. Причём по регионам России отъезд последних был неравномерным. Казалось бы, чем больше, к примеру, молдаван проживает, скажем, в Волгоградской области, тем интенсивнее оттуда должен быть их отток. На самом деле чем меньше доля этих национальностей в местном населении, тем вероятнее их отъезд. Почему? А ведь подобная тенденция прослеживается и в других странах мира.

2. Сравните основные признаки общества и основные признаки этноса, найдите между ними сходство и различие, сделайте выводы. Почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?

3. Опираясь на ваши знания истории и понятия «этнос», подсчитайте, сколько лет русскому этносу, а французскому, китайскому, греческому, египетскому.

4. Составьте перечень принципов и действия, которые, на ваш взгляд, необходимы для предотвращения этнического конфликта и для его разрешения в случае, если он всё же возник.

5. Подготовьте на основе ваших знаний по истории и обществозна- нию и информации СМИ краткую аналитическую справку по истории одного из этнических конфликтов (по вашему выбору). В этой справке отразите: причины, повод, хронологию событий, как был осуществлен выход из конфликта (временный или окончательный?), последствия конфликта и его уроки.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru