Главная >> Обществознание 10 класс. Кравченко

Глава 1. Эволюционный базис человечества

Знания и познание

Процесс познания и его результат

Любая деятельность, в том числе научная, предполагает правильное отражение и воспроизведение действительности, иными словами, правильного образа объективного мира. Когда полученная извне информация каким-либо способом поступает в сферу нашего сознания, она превращается в наши знания. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.

Познание — отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием.

Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти именно ту меру, которая характеризует социальный или иной процесс. Знания нужны не только теоретикам, но и практикам — политикам, управленцам, бизнесменам. Они необходимы для организации предвыборной кампании, победы в конкурентной борьбе.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но только как его необходимые издержки. А научная общественность старается избавиться от них, проводя тщательнейшую проверку полученных в ходе исследования результатов.

Познание — это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации о различных объектах. Оно представляет настолько сложную и древнюю форму деятельности, что в философии ещё в античные времена начало создаваться особое учение о познании — гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — учение).

Гносеология — теория познания, раздел философии.

Существует множество разных определений понятия знание. Например, такое. Знание — это понятийная модель реального мира, позволяющая нам действовать в нём. Или знание — это структурированная информация, используемая её обладателями по определённым правилам. Информация — это то, что может иметь отношение к решаемой задаче, а знания — это то, что необходимо для решения данной задачи.

Знания располагаются на более высокой ступени обобщения, чем данные и факты, составляющие информацию. Более того, знания обеспечивают организацию данных и фактов.

По сути, знания представляют собой концентрированную и многократно проверенную обществом информацию, формирующую своеобразную микромодель окружающего мира.

Проблема познаваемости мира

Центральной проблемой познавательной деятельности является проблема познаваемости мира. Она стала интересовать человеческие умы с тех самых времён, когда появилась философия, — в VI в. до н. э. Суть проблемы заключается вот в чём. Человеческий ум, объём его знаний, равно как и способность их обрабатывать, ограничены. Это известно всем. Общепризнан и другой факт: наш биологически обусловленный познавательный аппарат несовершенен. Но окружающий нас мир, и прежде всего вселенная, — безграничен. В этом и заключается парадокс: способно ли ограниченное существо познать безграничность мира или нет? Те, кто отвечает отрицательно, называются пессимистами, или агностиками (а — отрицание, гносис — знание). Уже Демокрит и Дж. Локк считали субъективными цвет, звук, вкус и т. д. Их считали «вторичными качествами». Однако также и «первичные качества»: масса, непроницаемость, протяжённость — в современном естествознании не могут считаться объективными. Мы хотим исследовать мир и не находим ничего, кроме субъективности. Не получится ли так, спрашивали скептики, что мы сами придумываем тот мир, который познаём?

Основной аргумент оптимистов заключается в эволюции человеческого рода. На протяжении 7 млн лет человек познаёт окружающий мир и благодаря получаемым знаниям не только выживает и приспосабливается, например к суровому климату, но процветает и благоденствует. Он построил развитую цивилизацию, возвёл города и космические станции, открыл науки и расщепил атом. Если бы окружающий мир невозможно было познать или наши знания оказались бы заблуждением, то откуда тогда взяться достижениям человечества?

Истина и её критерии

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире.

Истина — соответствие знания действительности.

Абсолютной истины не существует. Наши знания о мире всегда относительны, поскольку постоянно углубляются и уточняются по мере развития практики и познания. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий — это средство проверки достоверности знания). Так, Р. Декарт критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность, а Л. Фейербах находил критерий истинности в чувственных данных. Но оказалось, никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления — вопрос оценочный, а чувства нас часто обманывают.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru