Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 2. Политика

Четвёртая власть

Роль СМИ в жизни общества

На рубеже XXI в. процесс перехода индустриально развитых стран на информационную стадию ознаменовался резким повышением роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества. Это связано с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, Интернета.

Средства массовой информации (сокращённо СМИ, также — массмедиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

Свободные средства массовой информации, сыгравшие огромную роль в становлении российской демократии, сегодня стали обязательным условием развития гражданского общества и правового государства. В 2007 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 59 тыс. печатных СМИ. Из них на долю газет пришлось более 35,5 тыс., на долю журналов — около 23,5 тыс. Каждый год появлялось и продолжает появляться в среднем 350 новых изданий. Ежегодные доходы российских СМИ, включая средства господдержки и оплату рекламы, составляют около 4 млрд долл., тогда как расходы — свыше 10 млрд долл.

Как правило, средства массовой информации выполняют следующие функции:

    1) развлекательную;

    2) информационную;

    3) постановки общественных проблем;

    4) контроля за деятельностью властей;

    5) форума политических дискуссий;

    6) политической социализации;

    7) обеспечения финансовой прибыльности.

Периодическая печать, радио, телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации, составляющие «четвёртую власть», чаще всего критикуют первые три власти. Они публикуют критические материалы о коррупции, злоупотреблениях служебным положением, произволе властей, благодаря которым широкая публика оповещается о том, о чём «неширокая» хотела бы всеми силами умолчать. СМИ выполняют функцию неусыпного стража общественной демократии, видящего в верном служении обществу свой высший долг, свою первейшую и постоянную обязанность. Недаром прессу в США называют «сторожевым псом демократии». Каждая газета или телевизионная компания со своих позиций, отражающих политические пристрастия определённых социальных групп, анализирует политику правительства, отдельных политических деятелей; даёт им оценку, подвергает критике, предлагает альтернативные решения. Тем самым пресса одновременно и выражает, и формирует общественное мнение по поводу политики властей.

СМИ = «четвёртая власть». Во многих странах мира СМИ называют «четвёртой властью» наряду с тремя конституционными: законодательной, исполнительной и судебной. Нередко пресса открыто вторгается в политику, оказываясь в роли инициатора ярких политических событий и процессов.

Телерепортажи о массовых митингах, о марше на Вашингтон борцов за гражданские права под руководством Мартина Лютера Кинга подтолкнули конгресс и президента Л. Джонсона на принятие законов, гарантирующих права негров. Собственное расследование корреспондентами «Вашингтон пост» Б. Вудвордом и К. Бернстайном обстоятельств Уотергейтского дела придало последнему такую разоблачительную направленность, которая в конечном счёте привела к отставке президента Р. Никсона.

В современной российской прессе журналистское расследование заняло заметное место: во многих крупных печатных органах появились отделы расследований, а на прилавках — специальные книги.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru