Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 3. Право

Правовое регулирование отношений в области образования

Образовательное право

Образованный человек всегда ценился в обществе, ибо обладал знаниями и умениями, которые позволяли разбираться в окружающем мире, создавать новое. Впрочем, это не потеряло актуальности и в наши дни, но отношения в сфере образования стали усложняться, требуя правового регулирования. Таким образом, появилось образовательное право, закрепившее права и обязанности участников образовательного процесса.

Образование — социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.

Каждый гражданин России обязан получить основное общее образование. Родители или те, кто их заменяет, обеспечивают реализацию этого правила.

Государственная политика в области образования основывается на важных принципах, закреплённых в законе.

    Принципы государственной политики в области образования

Источниками образовательного права являются: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском професстюнальном образовании», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, локальные нормативные акты.

В начале XXI столетия в системе образования появилось много инноваций (нововведений), закреплённых нормативно:

    • в школах стало развиваться профильное обучение;

    • введена новая система оценки качества подготовки выпускников школ в форме Единого государственного экзамена;

    • изменилась структура высшего образования в связи со вступлением России в Болонский процесс и интеграцией с Европой (появились такие ступени обучения, как бакалавриат (3—4 года), магистратура (2 года), в России сохранился специалитет (5 лет);

    • усилена роль работодателей в формировании подготовки профессионалов, поскольку работодатели могут оплачивать подготовку необходимых кадров;

    • разработан и реализован национальный проект «Образование», в рамках которого поощрялись лучшие учителя, школы, вузы; стали развиваться конкурсы, олимпиады и иные формы поддержки талантливых учеников;

    • стало развиваться международное сотрудничество, мобильность студентов, преподавателей (они могут продолжить работу или обучение в другом вузе за рубежом); взаимообмен обучающимися разных образовательных учреждений, стажировки, двойные дипломы для студентов и пр.

Государство гарантирует обязательность основного общего образования, получение его бесплатно в муниципальных, государственных школах; возможность поступления на конкурсной основе в вуз и обучение как на бюджетной (за студента платит государство), так и на платной основе.

Законом предусмотрены разные формы получения образования в образовательном учреждении: в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В сфере образования существуют государственные стандарты, закрепляющие единые требования к уровню подготовки выпускников. В основе обучения лежат образовательные программы.

Государственные образовательные стандарты — совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ.

Достигнув 6,5 лет (до 8 лет), каждый ребёнок имеет право пойти в школу — в первый класс.

Взрослея, ребёнок шагает по отдельным ступеням образования: начальное образование (с 1 по 4 класс), основное общее (с 5 по 9 класс) и среднее (полное) (10—11 классы).

Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентированные цели, задачи и этапы реализации.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru