|
|
|
Глава 1. Человек в обществе
Особенности подросткового возраста. ОбществознаниеЧувство взрослостиПодростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Для подростков характерна смена настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость. Чуть ли не важнейшей психологической потребностью этого возраста служит чувство взрослости. Оно проявляет себя в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение. Подростку многое хочется, но не всё доступно. Многое пятиклассник не делает сам, многое — не разрешают родители, которых всё так же приходится слушаться. Как следствие, частые конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Причина в том, что подросток чувствует себя «уже не ребёнком», а окружающие воспринимают «ещё не взрослым». Отношение к себе у него меняется, а отношение к нему со стороны взрослых — нет. Подростки начинают примерять на себя взрослые роли. При этом они считают себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают об изменении общества. Ребята начинают задумываться, что для них важнее всего в жизни, какими они хотели бы вырасти и кем стать. Отношения со сверстникамиВ подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.
Сверстники — люди одного с вами возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей ваших поступков и действий. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. Вы учитесь смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше вас по возрасту. То и другое — непременные признаки «взрослого общества», где поступки людей также оценивают равные по возрасту и не родственники. Среди сверстников вы как будто примеряете на себя социальные «одежды» взрослого человека. Присмотритесь к себе. Как только вы начнёте прислушиваться к мнению сверстников в той же степени, как к мнению родителей, значит, вы начинаете взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают преобладать. И так может продолжаться всю жизнь. Компания 40- или 50-летних мужчин и женщин — тоже группа сверстников, но только повзрослевших.
Основные термины и понятия Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники. Проверьте свои знания 1. Каковы границы подросткового возраста? 2. Дайте характеристику подросткового возраста как «переходного», «переломного». 3. В чём выражаются трудности взросления? 4. Как проявляется у вас «чувство взрослости»? 5. Почему в подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками? 6*. Как вы понимаете смысл высказывания: «Подростковый период — испытание, данное каждому человеку»? Практикум 1. Девочка Элли из сказочной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» прошла много испытаний и добилась своей цели — вернулась домой. А в настоящей жизни какие важные поступки могут совершать дети ю—12 лет? Что им для этого необходимо? 2. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы вели себя как взрослые, а когда — как дети. По каким признакам вы это поняли?
|
|
|