Главная >> Обществознание 5 класс. Кравченко

Глава 1. Человек в обществе

§ 4. Как человек оценивает себя и других

Если есть за что (способности, успехи и др.), то вы уважаете себя, и это состояние называется самоуважением. Это чувство собственного достоинства. Если не за что хвалить, то, напротив, вы находите в себе множество недостатков и ругаете себя, это — самоуничижение.

самоуважение

    Интересные факты

В одном исследовании было опрошено около 400 девочек и мальчиков, разделённых на три возрастные группы, средний возраст в которых составлял 13, 15 и 17 лет. Оказалось, что во всех трёх группах у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками.

Самооценка обязательно должна быть критичной. Не в том смысле, что себя нужно обязательно критиковать и находить всегда и во всём недостатки. Оценивая себя в соотношении с другими людьми, важно объективно (правильно) и непредвзято (критично) посмотреть на самого себя. Недаром говорят: самооценка — это оценка себя при сравнении с другими людьми.

Нужно уметь видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни — развивать прежние, вырабатывать новые. Если какие-то стороны вашей личности мешают жить, то надо над собой работать. Это называется самовоспитанием — деятельностью человека по своему самосовершенствованию. Оно поможет строить правильные отношения с окружающими людьми.

В формировании самооценки подростка большое значение имеет отношение к нему сверстников, учителей и родителей.

Как влияют на оценку себя и других представления о добре и зле

Взрослея, человек всё больше оценивает свои поступки с точки зрения морали.

Мораль — принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлениях о добре и зле.

Не будь моральных норм, мы зависели бы только от мнений окружающих. А они у всех разные. Но моральные нормы добра и зла, чести и достоинства для всех одинаковы. На них надо равняться.

К примеру, друг рассердился на вас за то, что вы вслух назвали его «предателем». У вас были на то причины, так как вы соотнесли его поступок с нормами чести и честности, а они были нарушены. Но приятель расценил всё иначе: ваши слова, произнесённые вслух, он посчитал предательством, а собственный поступок оценил как незначительную шалость. Кому верить или на что ориентироваться? Конечно же на нормы морали, которые говорят нам: «не укради», «не лги», «не убий», «относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» и др.

Человек существует в оценках других людей и в оценке самого себя. Самооценка должна быть критичной.

    Основные термины и понятия

Самооценка, способности, мораль.

    Проверьте свои знания

1. Как вы понимаете фразу: «Человек существует в оценке других людей»?

2. Объясните смысл понятия «самооценка». Какой она бывает? При ответе используйте схему.

3. Что способствует высокой, а что — низкой самооценке подростка?

4. Почему так важно, оценивая себя в соотношении с другими людьми, критически и объективно относиться к себе?

5*. Как влияют моральные нормы, представления о добре и зле, на нашу оценку других людей?

    Практикум

1. Многие учёные считают, что для достижения успеха в каком-либо деле лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. А как вы думаете? Обоснуйте свою точку зрения.

2*. Перечитайте сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Как главный герой сказки — Алёша — оценивал себя до и после того, как он получил волшебный дар? Как оценивали его другие люди? Почему в оценке другими людьми и самооценке Алёши произошли изменения?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru