Главная >> Обществознание 5 класс. Кравченко

Глава 1. Человек в обществе

Социализация. Обществознание

Социализация

Человек всю свою жизнь усваивает культурные нормы и осваивает социальные роли. А это значит, что всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы всё время учимся жить в обществе.

Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто «учит» социализации.

Прежде всего это родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

родители, бабушки и дедушки

Но главным «учителем» остаётся семья. То, что вы в детские годы приобретаете в семье, вы сохраните в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Помните, степень усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей влияет на положение человека в обществе.

Человек всю жизнь, от младенчества до глубокой старости, учится жить в обществе — участвует в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Этот процесс называется социализацией. Главная роль в социализации отведена семье.

    Основные термины и понятия

Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

    Проверьте свои знания

1. Что такое «социализация»? При ответе используйте схему:

2. Какие социальные роли вы уже освоили?

3. Кто помимо родителей сегодня способствует вашей социализации?

4. Объясните значение понятий: «культура», «культурные нормы», «социальная роль», «ценности».

5. Как вы понимаете поговорку «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»?

6*. В процессе социализации человек осваивает социальные роли, а культурные нормы усваивает. Почему?

    Практикум

1. К сожалению, попадаются люди, которые не снимают головной убор при входе в школу или библиотеку, на улице бросают обёртки от конфет, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? Как вы можете объяснить их поведение?

2. Всегда ли вы ведёте себя так, как этого от вас ожидают другие люди? Напишите несколько предложений о том, что вам мешает вести себя хорошо, и о том, что помогает.

3. Попросите родителей или других взрослых вспомнить случай из жизни, когда хорошее воспитание (поведение) помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Запишите этот случай и поделитесь на уроке с одноклассниками и учителем.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru