Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

Глава I. Человек в социальном измерении

§ 1. Человек — личность

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Людвиг ван Бетховен (1770—1827)

Великий композитор Людвиг ван Бетховен (1770—1827) начал терять слух, когда ему было 28 лет. Прогрессирующая глухота не стала препятствием для творчества: его музыка волновала, покоряла, заставляла страдать, плакать, радоваться. Он следовал словам, которые высказал сам: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец». К концу жизни Бетховен не только был совершенно глухим, но и почти ослеп.

Однако он продолжал сочинять. Самые романтические свои произведения он создал в последние годы жизни.

Людвиг ван Бетховен был человеком сильной воли, настойчивым и целеустремлённым. Это помогло ему, несмотря на болезнь, развить свой талант и стать гениальным композитором.

Сильные личности обладают ещё одним качеством: они умеют отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помочь другим, защитить Отечество, отстоять независимость и свободу родной страны.

Вопрос

Раскрой, в чём проявилась сила личности Бетховена. Знакомы ли тебе его произведения? Если да, назови их. Есть ли среди них любимое?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

2. Какие качества характеризуют личность?

3. Подумай, есть ли в тебе черты сильной личности и над чем тебе предстоит работать, что ты должен воспитать в себе.

4. О каких качествах человека говорят эти поговорки и пословицы: «Сто раз отмерь — один раз отрежь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без терпения нет учения», «Не сиди на печи, будешь есть калачи»?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Прочитай высказывания. Выбери качества личности, которые тебе хотедось бы развить. Какие положительные качества ты можешь ещё назвать, а какие вызывают у тебя отрицательные чувства?

    «О мужественное сердце разбиваются все невзгоды» (М. Сервантес, испанский писатель).

    «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Н. Толстой, русский писатель).

    «Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди» (М. М. Пришвин, русский писатель). «Справедливость есть высшая из всех добродетелей» (Цицерон, политический деятель Древнего Рима).

    «Ближе всего к великому стоит честность» (В. Гюго, французский писатель). «Высший суд — суд совести» (В. Гюго).

    «Праздность — корень всему злу» (А. В. Суворов, русский полководец).

    «Любовь никогда не требует, она всегда даёт. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя» (М. Ганди, философ и общественный деятель Индии).

    «Личный эгоизм — родной отец подлости» (М. Горький, русский писатель).

    «Малодушие возбуждает в нас одно только презрение» (Ф. Шиллер, немецкий драматург).

2. Выскажи своё мнение: кого можно назвать сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй данные высказывания.

    а) Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры.

    б) Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вины. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть или наврать».

    в) Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.

    г) Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём».

3. Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый»: может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки на своих ботинках. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком. А каково твоё мнение в связи с этим? Поясни его.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru