Великий композитор Людвиг ван Бетховен (1770—1827) начал терять слух, когда ему было 28 лет. Прогрессирующая глухота не стала препятствием для творчества: его музыка волновала, покоряла, заставляла страдать, плакать, радоваться. Он следовал словам, которые высказал сам: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец». К концу жизни Бетховен не только был совершенно глухим, но и почти ослеп.
Однако он продолжал сочинять. Самые романтические свои произведения он создал в последние годы жизни.
Людвиг ван Бетховен был человеком сильной воли, настойчивым и целеустремлённым. Это помогло ему, несмотря на болезнь, развить свой талант и стать гениальным композитором.
Сильные личности обладают ещё одним качеством: они умеют отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помочь другим, защитить Отечество, отстоять независимость и свободу родной страны.
Вопрос
Раскрой, в чём проявилась сила личности Бетховена. Знакомы ли тебе его произведения? Если да, назови их. Есть ли среди них любимое?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
2. Какие качества характеризуют личность?
3. Подумай, есть ли в тебе черты сильной личности и над чем тебе предстоит работать, что ты должен воспитать в себе.
4. О каких качествах человека говорят эти поговорки и пословицы: «Сто раз отмерь — один раз отрежь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без терпения нет учения», «Не сиди на печи, будешь есть калачи»?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Прочитай высказывания. Выбери качества личности, которые тебе хотедось бы развить. Какие положительные качества ты можешь ещё назвать, а какие вызывают у тебя отрицательные чувства?
«О мужественное сердце разбиваются все невзгоды» (М. Сервантес, испанский писатель).
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Н. Толстой, русский писатель).
«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди» (М. М. Пришвин, русский писатель). «Справедливость есть высшая из всех добродетелей» (Цицерон, политический деятель Древнего Рима).
«Ближе всего к великому стоит честность» (В. Гюго, французский писатель).
«Высший суд — суд совести» (В. Гюго).
«Праздность — корень всему злу» (А. В. Суворов, русский полководец).
«Любовь никогда не требует, она всегда даёт. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя» (М. Ганди, философ и общественный деятель Индии).
«Личный эгоизм — родной отец подлости» (М. Горький, русский писатель).
«Малодушие возбуждает в нас одно только презрение» (Ф. Шиллер, немецкий драматург).
2. Выскажи своё мнение: кого можно назвать сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй данные высказывания.
а) Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры.
б) Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вины. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть или наврать».
в) Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.
г) Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём».
3. Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый»: может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки на своих ботинках. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком. А каково твоё мнение в связи с этим? Поясни его.