|
|
|
Глава II. Человек среди людей
Конфликты в межличностных отношениях (окончание)Как не проиграть в конфликтеДаже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия — разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция. В случае подчинения одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побеждённого не вызывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш. Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния. Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам. Оно возможно по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий и из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из конфликтующих уезжает в другой город или переходит в другую школу). Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это означает «объединение каких-либо элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Согласись, такой исход можно считать наилучшим. Но к сожалению, в жизни он встречается нечасто. Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок. Конечно, в острой стадии развития конфликта трудно отдавать отчёт своим действиям, да и действия других невозможно оценивать объективно. Первое правило здесь — «учитесь властвовать собой». Для этого надо проанализировать возникший конфликт, попытаться отличить главное от второстепенного. Часто такой анализ помогает увидеть, что повод к конфликту оказался ничтожнее последствий, к которым привело развитие ситуации. Очень полезно рассмотреть ситуацию с разных сторон. Конечно, собственная позиция всегда кажется более правильной. Ну а если попытаться принять точку зрения другого участника, постараться (как гласит пословица) «войти в ботинки другого и пройти в них хотя бы версту»? Может быть, тогда конфликт покажется менее острым, а собственные действия — совсем неидеальными? Только в этом случае надо постараться быть честным, не идеализировать себя. Принять другого таким, каков он есть, не переставая его любить и не изменяя отношения к нему, составляет сущность прощения. Обида растворяется в тепле прощения. Прощение же состоит в том, что ты перестаёшь оценивать другого, не судишь его. В Евангелии говорится: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы...» (Мф. 7: 1—5). И ещё: «Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: ’’Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?“ Иисус говорит ему: ”Не говорю тебе: ”до семи“, но до се- мижды семидесяти раз“» (Мф. 18: 21, 22). Источником обиды является упорство, с каким ты отказываешься признать свободу и индивидуальность другого человека.
Сохраняя свои жёсткие ожидания, ты собираешься принять в другом только хорошие черты, а плохие отбросить. За эту нетерпимость ты получаешь немедленное возмездие в виде обиды и страдаешь заслуженно. Когда всё же трудно понять и простить другого, но это всё- таки необходимо, можно прибегнуть к нейтральному посреднику. Не всегда третий — лишний. Постороннему, не втянутому в конфликт человеку легче увидеть истинные причины и помочь установить контакт с каждым участником конфликта. Практика посредничества широко используется в конфликтах между государствами, но значительно реже к ней обращаются участники межличностных конфликтов.
|
|
|