Многие люди, совершившие смелый поступок, вспоминая о нём, отмечают, что всё произошло само собой. На самом деле внутренний приказ помог стать смелым. Один древний мудрец сказал, что храбрость — это умение различать, что беда, а что нет. Если беда грозит тебе или твоим близким, как тут не стать храбрецом?
В годы Великой Отечественной войны смелость и героизм проявляли самые обычные люди. Можно сказать, что героизм стал массовым. Но мужество и отвагу проявляют люди перед лицом беды и в мирное время. Некоторые профессии требуют от человека бесстрашия каждый день. Бесстрашие означает, что человек перед лицом страха может проявить необходимое спокойствие и силу духа. Он знает, что от его действий зависит, победит зло или нет.
Писатель А. И. Куприн отмечал: «Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остаётся всегда один и тот же, а умение держать себя от практики всё возрастает: отсюда и герои, и храбрецы».
Простые житейские случаи, в которых проявляется зло, требуют подчас немалой смелости. Мужество и смелость нужны каждому, чтобы отвечать за себя. А без этого человек никогда не станет взрослым. Немало отваги нужно для того, чтобы поступать честно, ведь порой кажется, что легче спрятаться за спасительную ложь. Это смелость — сказать злу «нет», когда так соблазнительно согласиться или промолчать и уступить.
Страх и зло часто идут рука об руку. Воспитывая в себе смелость, мы противостоим злу.
А ещё от страха помогает улыбка. То, что смешно, не бывает страшным. Не бывает страшным и то, что понятно и знакомо. Смелость можно и нужно воспитывать в себе.
Вопрос
Выскажи свои предложения, что может помочь в воспитании смелости. (В случае затруднения обратись к дополнительной литературе, интернет-ресурсам, например: www.koralscorpion.narod.ru/ritsarstvo_kak_stil_zhizni/cmelost_/, www.kakw.chat.ru/smel.html и т. п.)
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Что такое страх?
2. Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека?
3. Почему говорят, что у страха глаза велики?
4. В чём ты видишь связь страха и ужаса с войной?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Припомни ситуации из собственной жизни, когда тебе нужны были смелость и решительность. Ответь самому себе честно и прямо: всегда ли ты был на высоте? Хватало ли тебе мужества поступать по совести?
2. На одном из занятий психолог дал задание шестиклассникам произнести речь в защиту страха. Предложи свой вариант такой речи. Какие аргументы можно привести в защиту страха (чем страх полезен)? Если ты не согласен с темой выступления, выполни следующее задание.
3. Представь свой вариант речи в защиту смелости. Предложи свои примеры.
4. Что ты знаешь о работе службы спасения и о смелых людях, работающих в ней?
5. Принято считать, что мальчики более смелые, чем девочки. Согласись с этим мнением или опровергни его. Ответ подтверди примерами.
6. Заполни (в тетради) таблицу.
7*. Разделитесь на пары и проведите игру «Скульптор и глина». Члены каждой пары договариваются, кто будет скульптором, а кто — глиной. Каждый скульптор задумывает свой вариант состояния страха (см. шкалу в тексте параграфа), записывает его на карточку и прячет её в карман, никому не показывая. Далее задача скульптора — из мягкой глины вылепить свою скульптуру (придумать позу статуи, предложить необходимую мимику, добиться, чтобы выражение лица скульптуры соответствовало задуманной эмоции, не посвящая статую в свой замысел). Работа скульптора заканчивается словами «Шедевр готов!».
Задача глины — догадаться, что именно хотел вылепить скульптор. Глина предлагает свой вариант названия скульптуры. Затем скульптор сверяет предложенный вариант с записью на карточке. Если вариант совпадает с замыслом, то такая скульптура представляется на выставке шедевров. Если участников игры несколько, возможен конкурс на звание «Лучший выразитель чувств».
После первого варианта игры можно поменяться ролями. Тому, кто не захочет лепить скульптуру различных проявлений страха, предложите свой вариант скульптуры.