Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

Глава III. Нравственные основы жизни

Человек и человечность

Давайте вспомним

Что отличает человека от других живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми?

Обсудим вместе

Почему не все поступки людей можно назвать человечными? Что значит относиться к другим по-человечески?

Что такое гуманизм

Человеческое отношение к миру можно назвать гуманным. Это слово происходит от латинского корня homo — человек. Гуманное — значит, великодушное, доброе, уважительное по отношению к людям. Для гуманного отношения к человеку характерны готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека.

Каждый хочет, чтобы по отношению к нему проявляли уважение, ценили его достоинства и прощали недостатки. А часто ли ты готов проявить эти же качества к другим людям? Готов ли ты простить близкого тебе человека за невольную обиду? Разделяешь ли ты заботы и тревоги своих родных? Переживаешь ли несчастье друга как своё собственное?

От корня homo происходит и слово «гуманизм». В словаре можно прочитать, что гуманизм — это определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливого общества.

Гуманизм — это прежде всего уважение и любовь к людям.

Идеалы гуманизма волновали и вдохновляли писателей, художников и философов на создание прекрасных творений во славу человека. Для гуманизма характерны интерес к человеку, вера в его способности и творческие возможности. Гуманизм — это не только определённое отношение к миру и человеку в нём, но и принцип (определённое правило) поведения. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои действия.

В ходе истории представления о том, какие качества людей достойны уважения, менялись, но во все времена достойные поступки отличали от недостойных. Сама жизнь человеческая рассматривалась как ценность. Это благоговейное отношение нашло отражение в нравственных заповедях многих религий «Не убий...».

У писателя В. В. Вересаева есть притча «Легенда»:

    «Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья, жуть их взяла. Всю ночь вокруг них раздавались судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

    А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволят себе сорвать ни листочка.

    Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались. Мне представляется: наша жизнь — это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём — побежит бесцветный холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь... Как всё сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны!»

Вопрос

Какую мысль в своём произведении хотел донести до нас В. В. Вересаев? Используя словари, Интернет, узнай, что означает слово «притча».

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Чуковский

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не знал бы имя Корнея Ивановича Чуковского (1882—1969), подарившего детям чудесные сказки, весёлые и поучительные, добрые и мудрые.

Чуковский перепробовал много профессий, пока не занялся журналистикой и писательским трудом. Литературное творчество стало делом всей его жизни. Он не только писал сказки для малышей, но и много переводил с английского языка. Благодаря его переводам можно познакомиться с «Приключениями Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Приключениями Тома Сойера» М. Твена. До конца своих дней Чуковский неустанно работал, встречался с детьми, устраивал для них весёлые праздники в подмосковном посёлке Переделкино. Он учил ребят правильно говорить, развивать свою речь, писать стихи. Он считал детей творцами языка, о чём написал в книге «От двух до пяти». Будучи человеком творческим, Корней Иванович умел разглядеть за забавными словечками и высказываниями детей непосредственность и любопытство ребёнка, его способность через слово постигать мир.

«И утро, и полдень, и вечер мои позади, — писал он, будучи в весьма почтенном возрасте. — Но когда я беру в руки перо, меня до сих пор не покидает иллюзия, что я ещё молод... Быть с молодыми — наш радостный долг». К. И. Чуковский считал, что ему выпала счастливая старость, потому что его постоянно окружали дети, молодёжь, потому что он мог заниматься своим любимым делом.

Вопрос

Можно ли говорить о том, что произведения К. И. Чуковского проникнуты идеями гуманизма?

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru