|
|
|
Глава III. Нравственные основы жизни
Человек и человечностьДавайте вспомним Что отличает человека от других живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? Обсудим вместе Почему не все поступки людей можно назвать человечными? Что значит относиться к другим по-человечески? Что такое гуманизмЧеловеческое отношение к миру можно назвать гуманным. Это слово происходит от латинского корня homo — человек. Гуманное — значит, великодушное, доброе, уважительное по отношению к людям. Для гуманного отношения к человеку характерны готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека. Каждый хочет, чтобы по отношению к нему проявляли уважение, ценили его достоинства и прощали недостатки. А часто ли ты готов проявить эти же качества к другим людям? Готов ли ты простить близкого тебе человека за невольную обиду? Разделяешь ли ты заботы и тревоги своих родных? Переживаешь ли несчастье друга как своё собственное? От корня homo происходит и слово «гуманизм». В словаре можно прочитать, что гуманизм — это определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливого общества.
Идеалы гуманизма волновали и вдохновляли писателей, художников и философов на создание прекрасных творений во славу человека. Для гуманизма характерны интерес к человеку, вера в его способности и творческие возможности. Гуманизм — это не только определённое отношение к миру и человеку в нём, но и принцип (определённое правило) поведения. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои действия. В ходе истории представления о том, какие качества людей достойны уважения, менялись, но во все времена достойные поступки отличали от недостойных. Сама жизнь человеческая рассматривалась как ценность. Это благоговейное отношение нашло отражение в нравственных заповедях многих религий «Не убий...». У писателя В. В. Вересаева есть притча «Легенда»: «Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья, жуть их взяла. Всю ночь вокруг них раздавались судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны. А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволят себе сорвать ни листочка. Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались. Мне представляется: наша жизнь — это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём — побежит бесцветный холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь... Как всё сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны!»
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК
Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не знал бы имя Корнея Ивановича Чуковского (1882—1969), подарившего детям чудесные сказки, весёлые и поучительные, добрые и мудрые. Чуковский перепробовал много профессий, пока не занялся журналистикой и писательским трудом. Литературное творчество стало делом всей его жизни. Он не только писал сказки для малышей, но и много переводил с английского языка. Благодаря его переводам можно познакомиться с «Приключениями Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Приключениями Тома Сойера» М. Твена. До конца своих дней Чуковский неустанно работал, встречался с детьми, устраивал для них весёлые праздники в подмосковном посёлке Переделкино. Он учил ребят правильно говорить, развивать свою речь, писать стихи. Он считал детей творцами языка, о чём написал в книге «От двух до пяти». Будучи человеком творческим, Корней Иванович умел разглядеть за забавными словечками и высказываниями детей непосредственность и любопытство ребёнка, его способность через слово постигать мир. «И утро, и полдень, и вечер мои позади, — писал он, будучи в весьма почтенном возрасте. — Но когда я беру в руки перо, меня до сих пор не покидает иллюзия, что я ещё молод... Быть с молодыми — наш радостный долг». К. И. Чуковский считал, что ему выпала счастливая старость, потому что его постоянно окружали дети, молодёжь, потому что он мог заниматься своим любимым делом.
|
|
|