|
|
|
Глава I. Человек в социальном измерении
Учимся узнавать и оценивать себяДай себе оценку, проведя следующие сравнения: «Я такой, как все», «Я не такой, как все». Познавая себя и оценивая свои возможности, старайся выполнять следующие правила: Верь в себя, не думай постоянно о неудачах! Кто всё время думает о них, тот их и терпит. Забудь слова «невозможно», «не умею», «не получается», «я с этим не справлюсь». Правильно оценивай свои способности. Используй их для достижения успеха. Покажи свои достоинства! Удиви окружающих! Это прибавит тебе уважения и повысит твою самооценку. К примеру, подготовь и расскажи на уроке литературы интересные факты из жизни писателя, поэта; на уроке биологии удивительные особенности жизни животного и т. п. Учись анализировать свои поступки, т. е. понимать причины того или иного поведения, произошедших перемен в себе. Найди мужество признать свои промахи и неудачи. Избегай крайностей: излишней неуверенности в себе («У меня нет талантов. Я ни на что не способен») или излишней самоуверенности («Я гений и всё смогу»). Вспомни Незнайку, который брался за любое дело: водить машину, сочинять стихи, рисовать. И почему у него ничего не получалось? Путь к мечте всегда труден! Мечтай! Помни, что мечта вызывает интерес, заставляющий добиться успеха в любом деле, а успех помогает осуществить мечту. Многое зависит от тебя самого! Сохранить уверенность в себе и изменить своё поведение к лучшему помогает самовнушение (попытка дать себе нужные установки). Придумай и используй для этого необходимые формы (например, «Я с каждым днём всё лучше владею собой», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении», «У меня всё получится» и т. п.). Всегда ли ты можешь заставить себя сесть за письменный стол и заняться нелюбимым уроком, встать на полчаса раньше, чтобы сделать зарядку? Предположим, ты оценил свои волевые качества и принял твёрдое решение: хочу стать более собранным и волевым человеком! В желании измениться не стремись решить все свои проблемы сразу, избавиться от всех недостатков одним махом. Поставь конкретную и ясную цель (например, простую — ежедневно поливать цветы или сложную — овладеть английским языком). Составь список близких и дальних задач, программу их решения. Обязательно соизмерь поставленную цель и возможности (реальность самооценки). Вера в себя — основа успеха в работе над собой. Ставь себе такие задачи, в которых была бы большая вероятность успеха. Цель может быть продумана, основные звенья будущей работы определены, но это не гарантирует от неудач. Будь готов к ним. Неудача не поражение, а неизбежный этап сложной работы по познанию себя и самосовершенствованию. Выполни задания рисунках, определи своё место среди членов семьи, друзей. С кем ты предпочитаешь советоваться, кому ты рассказываешь о своих радостях? Кто твои друзья и почему ты с ними дружишь? Попробуй оценить и отличить себя от окружающих.
|
|
|