Главная >> Обществознание 6 класс. Боголюбов

Глава I. Человек в социальном измерении

§ 5. На пути к жизненному успеху

Выбор жизненного пути

Этот выбор тесно связан с выбором своего дела. Правда, одним людям удаётся найти его в начале пути, другие к делу своей жизни идут долго. Выбор этот осуществляется по-разному. Одни просто трудоустраиваются, т. е. готовы на любую работу, дающую кусок хлеба. Другие выбирают профессию, соответствующую своим потребностям и возможностям. Третьи ищут смысл жизни в работе.

Так, например, герой повести американского писателя Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» таким видел дело своей жизни: «Знаешь, кем бы я хотел быть? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа».

Хотелось бы, чтобы выбору своего главного в жизни дела предшествовали размышления о смысле жизни, пусть даже твои представления и предпочтения будут меняться с возрастом. Главное в этом выборе — чувствовать и понимать пульс общества, чем оно живёт, каковы его ценности, проблемы.

Большинству людей, нашедших своё призвание, удовлетворение приносит в первую очередь самореализация в труде, творчестве, увлечённость поиском нового и стремлением к успеху, радость от пользы и результатов их деятельности, а не только материальное вознаграждение.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Павлов

Вопрос

Посмотри внимательно на руки, позу, взгляд учёного. Можно ли сказать, что этот человек всю жизнь просидел за письменным столом, занимаясь умственной работой? Какими художественными средствами автор отразил в картине силу духа, воли и дерзания учёного? Узнай, кем был Иван Петрович Павлов, каким трудом занимался.

Приведи примеры подобного отношения к жизни и профессии твоих знакомых, близких. Как ты понимаешь выражения: «оставить след в жизни», «оставить имя после себя»?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. В чём человек видит своё счастье?

2. Что сопутствует успеху в жизни?

3. Как выбрать своё дело?

4. Молено ли в работе видеть смысл жизни?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Назови особенности поведения своих сверстников, свидетельствующие о появлении у них чувства взрослости.

2. Узнай и расскажи одноклассникам о людях, одержимых своей идеей.

3. Российский учёный О. Ю. Шмидт в 14-летнем возрасте составил план своей дальнейшей жизни: какие дела сделать, какими знаниями овладеть, как развиваться физически и т. д. На его выполнение потребовалось бы 150 лет. Работая на творческом пределе, учёный к концу жизни (умер в 64 года) выполнил всю 150-летнюю программу. Нужно ли и зачем планировать свою жизнь? Попробуй составить план на 1 месяц, на 1 год, на 3 года. Обсуди его с родителями, друзьями.

4. Подбери пословицы и поговорки, раскрывающие значение труда для человека.

5*. Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни»? Предложи и обоснуй её составляющие.

6. Проведите дискуссию в классе на тему «Зачем человек трудится». Вопросы для обсуждения: каково место труда в жизни человека? Труд по призванию или из чувства долга? Труд — внутренняя потребность или жестокая (вынужденная) необходимость? Обязательно ли испытывать радость от труда? Какое значение имеет общественное признание ценности твоей работы? Какое признание твоего труда дороже: благодарность и память о сделанном тобой, материальное вознаграждение? Почему сегодня есть люди, не занятые трудом, но живущие вполне благополучно?

7. Как в учебной деятельности отражается мир профессий? Только ли предмет «Трудовое обучение» готовит к труду? Назови, в каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты. С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьном уроке «Рисование», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru