|
|
|
Глава 1. Общество — большой «дом» человечества
§ 4. Труд и образ жизни людей
Труд и образ жизни людейТруд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.
Люди, преданные своему делу, и на досуге думают о работе. Совсем иной образ жизни у тех, кто избегает или боится работы, кому она надоела, для кого работа не потребность души, а только средство заработать на жизнь. «Зеркалом» работы является досуг. Стиль досуговой деятельности человека тесно связан с характером и содержанием труда. Как выяснили учёные-социологи, чем выше уровень образования и квалифицированнее труд, будь то физический или умственный, тем насыщеннее досуг и более разнообразен. Люди, занятые однообразно повторяющейся работой, в свободное время предпочитают бывать в людных местах — в парках, на концертах (чаще всего эстрадных), в компаниях, а занятые творческим трудом, например учёные, чаще бывают в местах, где меньше шума и суеты, где можно сосредоточиться и подумать о вечных ценностях.
Ценности «трудового общества» покоятся на том, что центральным жизненным интересом человек считает труд, а не досуг. Человек отдаёт работе все свои силы и всё время. В ней он видит смысл и цель своей жизни.
Основные термины и понятия Труд, работа, профессия, образ жизни. Проверьте свои знания 1. Объясните смысл понятий: «труд», «работа», «профессия», «образ жизни». Чем различаются понятия «труд» и «работа»? 2. Объясните, каким бывает труд. Приведите примеры. При ответе используйте схему.
3. Прочитайте текст из дополнительного чтения на с. 35. Представители каких профессий, перечисленных древнеегипетским писцом Хети, занимаются физическим трудом, а каких — умственным? Как вы поняли его фразу «На этом свете нет праздных слов»? 4. Как труд связан с образом жизни человека? Приведите примеры. 5*. Почему работнику и работодателю обязательно нужно заключать трудовой договор? Практикум 1. Существует много пословиц о труде и лености: «Лентяй да шалопай — два родных брата», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит». О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы? Какие ещё пословицы о труде вы знаете? 2. Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Аргументируйте свой ответ. 3. Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой. 4. Выбор профессии — очень важный шаг на жизненном пути. Расспросите у своих родителей, как у них он проходил. 5*. Сделайте компьютерную презентацию «Моя будущая профессия». В ней должно содержаться название, описание профессии и объяснение, почему вы её выбрали.
|
|
|