Главная >> Обществознание 6 класс. Кравченко

Глава 1. Общество — большой «дом» человечества

§ 4. Труд и образ жизни людей

    Дополнительное чтение

Хети, египетский писец времён XII династии, описывает представителей различных профессий следующим образом:

«Я видел кузнеца за его работой. Его пальцы покрыты морщинами, как крокодилова кожа... Каменщик постоянно борется с твёрдым камнем... Парикмахер бреет до самой ночи, и только когда садится есть, он может опереться на локти, чтобы отдохнуть... Лодочник плавает... чтобы получить плату за свой труд... Ткач коленями давит на свой желудок и не бывает на свежем воздухе... Посол завещает своё имущество детям, когда уезжает в дальние страны, потому что опасается встречи с дикими животными или разбойниками... Обувщик несчастен, всё время стонет, когда дубит кожу... Профессия же писца является самой важной, потому что на этом свете нет праздных слов. Кто с детства научится этому, станет уважаемым человеком».

Труд и образ жизни людей

Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.

Образ жизни — вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения человека.

Люди, преданные своему делу, и на досуге думают о работе. Совсем иной образ жизни у тех, кто избегает или боится работы, кому она надоела, для кого работа не потребность души, а только средство заработать на жизнь.

«Зеркалом» работы является досуг.

Стиль досуговой деятельности человека тесно связан с характером и содержанием труда. Как выяснили учёные-социологи, чем выше уровень образования и квалифицированнее труд, будь то физический или умственный, тем насыщеннее досуг и более разнообразен.

Люди, занятые однообразно повторяющейся работой, в свободное время предпочитают бывать в людных местах — в парках, на концертах (чаще всего эстрадных), в компаниях, а занятые творческим трудом, например учёные, чаще бывают в местах, где меньше шума и суеты, где можно сосредоточиться и подумать о вечных ценностях.

    Интересные факты

Важное место в досуге современных россиян занимает музыка. По данным социологических исследований 40% опрошенных ежедневно слушают музыку. Но при этом только 2% регулярно (один—три раза в месяц) ходят на концерты.

Ценности «трудового общества» покоятся на том, что центральным жизненным интересом человек считает труд, а не досуг. Человек отдаёт работе все свои силы и всё время. В ней он видит смысл и цель своей жизни.

Труд — основа деятельности человека, необходимое условие функционирования всех сфер жизни общества. Труд делится на две категории — физический и умственный. Трудовая деятельность человека находит выражение в его профессии, определяет образ жизни.

    Основные термины и понятия

Труд, работа, профессия, образ жизни.

    Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятий: «труд», «работа», «профессия», «образ жизни». Чем различаются понятия «труд» и «работа»?

2. Объясните, каким бывает труд. Приведите примеры. При ответе используйте схему.

3. Прочитайте текст из дополнительного чтения на с. 35. Представители каких профессий, перечисленных древнеегипетским писцом Хети, занимаются физическим трудом, а каких — умственным?

Как вы поняли его фразу «На этом свете нет праздных слов»?

4. Как труд связан с образом жизни человека? Приведите примеры.

5*. Почему работнику и работодателю обязательно нужно заключать трудовой договор?

    Практикум

1. Существует много пословиц о труде и лености: «Лентяй да шалопай — два родных брата», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит». О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы? Какие ещё пословицы о труде вы знаете?

2. Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Аргументируйте свой ответ.

3. Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.

4. Выбор профессии — очень важный шаг на жизненном пути. Расспросите у своих родителей, как у них он проходил.

5*. Сделайте компьютерную презентацию «Моя будущая профессия». В ней должно содержаться название, описание профессии и объяснение, почему вы её выбрали.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru