|
|
|
Глава II. Человек в экономических отношениях
Производство: затраты, выручка, прибыльДавайте вспомним Каким бывает труд и как его оценивать? Какие потребности относятся к материальным, а какие — к духовным? Какова роль производителя и потребителя в экономике? Как взаимосвязаны их экономические интересы? Обсудим вместе Ты мечтаешь о новом велосипеде, а твоя сестра хочет купить пианино. Многие твои одноклассники хотели бы иметь новейшее коммуникационное устройство, спортивный тренажёр. Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей? Что и как производитьЦель экономики, как ты уже знаешь, состоит в удовлетворении потребностей человека. Средством достижения этой цели является производство. В процессе производства создаются как предметные экономические блага (продукты питания, одежда, мебель, автомобили, дома, книги и т. д.), так и услуги (показ кинофильмов, обслуживание в ресторанах, ремонт обуви, мебели, компьютеров и т. д.) Известная истина гласит: общество не может перестать производить, потому что не может перестать потреблять. Поэтому экономика направлена на расширение производства и его эффективную организацию. Что необходимо производителям для принятия решения о производстве экономического блага? Они, как правило, принимают во внимание следующее: вид продукта, привлекательность продукта для потребителя, количество или объём продукции, ресурсы, необходимые для его производства, технологию изготовления, экономичность производства (полезность результата, выгодность) и др. До XX в. господствовало единичное производство. В прошлом столетии развитие получило серийное и поточное (массовое) производство. За счёт этого значительно расширились возможности для достижения главной цели экономики. Появились огромные промышленные предприятия, значительно вырос уровень благосостояния людей. Данный процесс был обусловлен не только развитием науки и техники, но и выявленной экономистами закономерностью: при росте объёмов производства может происходить снижение затрат на него. Ведь, чем больше продукции изготовит предприятие при имеющихся ресурсах, тем дешевле в среднем обойдётся каждая единица товара.
Например, типография, использующая один станок и труд пятерых работников, выпускала 1000 книг в месяц. В следующем месяце, усовершенствовав технологию, сэкономив материалы, более рационально организовав труд работников, типография увеличила выпуск продукции до 1500 книг. Увеличение объёмов производства произошло при тех же трудовых (количество работников) и капитальных (станки и оборудование) ресурсах. Стоимость одной книги при этом снизилась, так как затраты на её изготовление уменьшились. Крупные предприятия, снижая затраты на производство товаров, делали их более дешёвыми и доступными. Что же такое производственные затраты и как они влияют на результаты производства?
|
|
|