Главная >> Обществознание 7 класс. Боголюбов

Глава III. Человек и природа

Закон на страже природы (окончание)

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Василий Васильевич Докучаев

Профессор Петербургского университета естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) занимался научной работой, учил студентов. «Чернозём — царь почв, кормилец России», — говорил Докучаев. Он положил начало новой науке — почвоведению. В своих книгах «Русский чернозём», «Наши степи прежде и теперь» он писал о способах охраны плодородных почв (регулирование стока воды, защитное лесоразведение, посадка деревьев и кустарников и др.). Им был разработан комплекс мер по борьбе с засухой в степных районах. По инициативе Докучаева начались работы в Каменной степи Воронежской губернии: посадка лесополос, создание системы водоёмов.

Труды Докучаева оказали влияние на развитие естествознания, физической географии, лесоведения, мелиорации и других наук о земле. Опыт хозяйственного использования земли в XX в. подтвердил правильность его идей. Именем выдающегося учёного назван научный институт.

Вопрос

Подумай, в чём значение деятельности В. В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

Вопрос

Рассмотри на с. 144—145 карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

Что может сделать гражданин для защиты природы?

Каждый гражданин Российской Федерации может:

    — создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

    — принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;

    — оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;

    — обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;

    — участвовать в природоохранительной деятельности.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

В 1960 г. преподавателями и студентами биолого-почвенного факультета Московского государственного университета была организована дружина по охране природы. В 1979 г. в Иркутской области был проведён молодёжный поход под девизом «Малым рекам — полноводье и чистоту!». В 1989 г. было создано общество «Зелёное движение». К началу 1991 г. возникло движение дружин по охране природы, объединившее по всей стране более 100 организаций, в деятельности которых принимало участие более 5000 человек. Возникли и многие другие объединения: студенческие экологические отряды, трудовые объединения школьников, десанты, дружины, агитбригады, школьные лесничества, экологические клубы. Они повели борьбу с браконьерством (с незаконными порубками леса, охотой, рыбной ловлей, наносящими большой вред природе), требовали от государственных органов пресечения действий, причиняющих вред природе, проводили экологические субботники, занимались очисткой малых рек, лесопосадками и другими полезными делами.

Вопрос

Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

Необходимо сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу — значит охранять Родину.

Охрана окружающей среды — задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всего мира. Поэтому Российская Федерация, осуществляя природоохранную деятельность, сотрудничает с другими государствами, с международными организациями.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Почему необходима активная деятельность по охране природы?

2. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?

3. Что делает государство для охраны окружающей среды?

4. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?

5. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Сделай полезное дело: вырасти растение, покорми зимующих птиц.

2*. Подготовь фотовыставку на экологическую тему, создай экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!».

3. Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?

4*. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru