|
|
|
Обществознание
ПредисловиеПредставьте себе, что вы раскрываете книгу по занимательной астрономии. Перед вами — карта звездного неба, на которую нанесены миллиарды звезд, миллионы созвездий, тысячи и тысячи галактик. Они рождаются, живут и умирают по строго определенным законам — законам межгалактического притяжения, отталкивания, взаимопроникновения. Человеческая вселенная не менее сложна. На ее карте миллиарды непохожих друг на друга индивидуальностей (ученые говорят — личностей), объединенных в миллионы социальных созвездий — больших и малых групп (половозрастных, профессиональных, религиозных, политических). Но и те в свою очередь формируют нечто вроде галактик — нации и народы, общества, культуры, цивилизации. Такую карту раскроют перед вами учебники по обществознанию. В социальной вселенной действуют не менее строгие законы — законы социального притяжения и отталкивания (конфликты, сотрудничество, конкуренция), взаимопроникновения культур и цивилизаций. И так на протяжении тысячелетий. Частенько строгие законы, открытые наукой, противоречат логике здравого смысла. Может быть, поэтому наша повседневная жизнь, межличностное общение и взаимодействие социальных групп полны необъяснимыми противоречиями, парадоксами и тайнами. Но чем больше непонятного, тем интересней разглядывать карту человеческого мироздания. В занимательной форме автор учебников для 8 и 8 классов знакомит читателя с основами социологии, экономики, социальной психологии, права, политологии и других социальных наук. В книгах собраны тысячи увлекательных фактов и экспериментов, теорий и рассуждений. Познакомьтесь с ними, и вы узнаете, что такое андер- класс, почему емкость богатого класс в любом обществе ограничена 5%, из каких кирпичиков складывается социальная структура общества, как установить уровень жизни своей семьи. В учебнике для 8 класс рассматриваются основные экономические явления — рынок, предпринимательство, малый бизнес, обмен и потребление, доход, производство, деньги, товар, капитал, безработица и проч. В учебнике для 8 класс речь пойдет и о политической системе общества: формах правления, политических режимах, функциях государства, политических партиях, голосовании и референдуме, гражданском обществе и правовом государстве. Юный читатель, задумывающийся о юриспруденции, найдет в учебнике основные представления о праве и законе, преступлении и уголовной ответственности, основах конституционного строя, законодательной, исполнительной и судебной властях, защите прав потребителя, собственника, работника и др. В книгах много занимательного материала, данных современной науки, статистики, которые касаются не только России, но и других стран. Сравнительный взгляд поможет глубже познать свою собственную экономическую культуру и образ жизни других народов. Учебники адресованы тем, кто любит задавать себе и другим казалось бы самые простые вопросы, но ответить на них подчас бывает очень трудно: почему это так происходит? что откуда берется? зачем это нужно? каков смысл того, что происходит? Почему, к примеру, считают себя счастливыми 90% филиппинцев и только 60% японцев? Хотя уровень жизни первых — один из самых низких, а вторых — один из самых высоких. Может быть, определяющую роль в нашей жизни играют вовсе не деньги? Тогда что же? Может быть, причины кроются в национальном характере, традициях и обычаях народа, в его душевном складе и менталитете? А в России? В переходный период от социализма к рыночным отношениям по разным оценкам у черты бедности либо за ней оказалось от 30 до 80% населения. И что же? По опросам социологов, только очень немногие признали себя бедными. Что это — стеснение, психологическая растерянность или что-то еще? В детстве мы все «почемучки», но, повзрослев, это проходит. «Почемучки» — это не болезнь и не особенность ума. Это особое состояние души, которое обязательно застигает нас в определенном возрасте, а потом у одних проходит совсем, а у других задерживается до глубокой старости. Это состояние души принято называть способностью удивляться самым прозаическим вещам, если хотите — бегством от очевидного. «Почемучкой» в свое время был великий физик А. Эйнштейн, создавший теорию относительности и совершивший революционный переворот в науке. Он всему удивлялся и постоянно задавал вопросы: почему у компаса вращается стрелка, почему свет состоит из фотонов? Только удивление перед простым и очевидным может стать ступенькой, ведущей к глубинам познания. О «почемучках» говорят, что они усложняют очевидное. С этого начинается большая наука. «Почемучки» начинают восхождение к вершинам знаний с того, что обращают внимание на такие вещи, мимо которых — за их очевидностью и простотой — проходят другие. Почему люди не хотят работать в два раза усерднее, когда им платят в четыре раза больше? Почему богатых в любом обществе всегда меньше, чем бедных, но материальных ценностей в их руках всегда больше, чем у бедных? Почему автовладельцы готовы уплатить любые деньги, лишь бы не ходить пешком? Почему в обществе становится больше свободы и одновременно больше нищих? Почему наверху общественной пирамиды всегда живется лучше, чем внизу? На эти и многие вопросы вы найдете ответ в данных книгах. Здесь очень много информации о современном (и не только современном) обществе: статистика, межстрановый сравнительный анализ, поучительные факты, серьезный научный анализ, научные концепции, практические советы, задания и т.п. Учебники расскажут вам об основных понятиях и проблемах современного обществознания, об отличии культуры от цивилизации, о том, почему социализация продолжается всю жизнь. Возможно, что кого-то заинтересует то, из чего складывается молодежная субкультура и чем она отличается от контркультуры, а кто-то захочет узнать, за какой чертой кончается индустриальное общество и начинается постиндустриальное. Все мы играем множество ролей. Тем не менее, жизнь не обязательно напоминает театр, поскольку каждая роль накрепко связана со статусом — местом, занимаемым в обществе, а следовательно, с кругом предписанных прав и обязанностей. Подросток легко научится определять свой личный статус, социальный слой и класс, измерять семейный доход и уровень жизни, престиж профессии, уровень образования, образ жизни. Используя сравнительно-исторический метод, научные гипотезы и интуицию, применяя анкетирование, интервью, наблюдение и анализ документов, специалисты по общественным наукам (экономисты, социологи, юристы, психологи и философы) пытаются заглянуть в тайны окружающего нас мира. Они уже открыли законы группового давления и лидерства, возникновения межнациональных конфликтов, гражданских войн и революций, обнаружили механизмы образования толпы и массового поведения, смены моды, миграции населения, колебания спроса и предложения, смены политических режимов и многого другого, с чем вы познакомитесь в этих книгах. Узнаете вы также о традициях и ценностях, социальных нормах и правилах поведения, обычаях, обрядах, церемониях, ритуалах, этикете, нравах, моде, манерах, привычках, религиозных верованиях. Все это изобрело человечество и вот уже 40 тысяч лет при помощи этих механизмов регулирует общественную жизнь, делает ее стабильной и эффективной. Книги не загромождены абстрактными понятиями и сложными теориями. Знания лучше усваивать в конкретных жизненных ситуациях, на увлекательных примерах и упражнениях. Задания построены так, что ориентированы, скорее, на повседневный жизненный опыт, на то, что каждому хорошо знакомо. Их цель, как и книги в целом, раскрыть привычный мир, окружающий нас, с неожиданной стороны, используя при этом всю мощь научного знания. Учебники не обещают вам легкого путешествия по верхушкам знаний. В большинстве случаев вам придется серьезно вдумываться. Понять социальную стратификацию или политические режимы, динамику спроса и предложения или мировые религии в вашем возрасте, быть может, не так просто. Но учебники помогут вам разобраться во многих сложностях. Преподавание обществознания призвано сформировать у школьников научное видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Систематическое научное мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться ко взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию, приобщиться к общечеловеческим ценностям, российскому и международному опыту.
|
|
|