|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
§ 13. ПредпринимательствоДля предпринимателя, владеющего небольшим предприятием либо управляющего акционерным обществом, характерно: — свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решений; — ответственность за принятое решение; — ориентация только на достижение коммерческого успеха, получение прибыли. Многие виды человеческой деятельности не обладают подобными признаками. Рабочий или мелкий клерк заняты исполнительским трудом, поэтому они не свободны в своем выборе, не отвечают за принимаемые решения и их последствия, у них нет ориентации на прибыль. В случае неуспеха их уволят, а предприниматель разорится и потеряет все свое состояние. Специалисты, подчеркивая различие между предпринимательством и исполнительством, считают, что первому научиться нельзя, а второму — можно. Для этого необходимо приобрести технические знания в области финансов, купли и продажи, маркетинга и т.д. Менеджер и предприниматель — практически одно лицо в мелком бизнесе и разные — в крупном. Руководитель предприятия необязательно является предпринимателем-собст- венником. Тем более им не является менеджер среднего звена. Менеджеры — наемные работники. Предприниматель принимает личное участие в: а) формировании начального капитала фирмы, б) управлении фирмой. Кроме того, он несет материальную ответственность за результаты деятельности фирмы, определяет стратегию ее развития и имеет право распределения прибыли. Если предприниматель организовал компанию только за счет собственных средств, он является ее собственником. Если же это произошло с привлечением не своих, а чужих капиталов, то он называется организатором дела, т.е. предпринимателем в чистом виде. Многие американские миллионеры обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы. Действия предпринимателя часто связаны с риском. Рискуют все люди, за что бы они ни брались. Но в отличие от нас предприниматель имеет дело с профессиональным риском. Оказывается, что хорошее знание рыночной конъюнктуры, способность в точности уловить состояние рынка не спасают предпринимателя от нерасчетливой затраты сил. Даже зная производственные намерения конкурентов, их стремление изготовить большее количество продуктов, чем это необходимо для потребителя, бизнесмен часто не может вовремя остановиться. Он рассчитывает на то, что в борьбе, которая неизбежно завяжется на рынке, победителем выйдет именно он, а не его сосед. Каждый предприниматель старается вытеснить с рынка своих конкурентов и занять их место. А так как главным способом вытеснения чужих товаров является удешевление собственного производства, предприниматель иногда расширяет его даже тогда, когда рискует разориться.
Область деятельности предпринимателя — малый бизнес. В разных странах мира малый бизнес считается цементом экономики, для общества он — экономическая основа демократии. В США 38% валового национального продукта (ВНП) производят малые предприятия (или около 40% всех товаров и услуг), 42% оборота продаж приходится на этот сектор экономики. В Великобритании малым бизнесом производится 20% ВНП. На малых предприятиях Японии занято три четверти всей рабочей силы страны. Значительную часть испанской экономики составляют малые и средние предприятия, где занято 70% всей рабочей силы и производится около 60% ВНП.
|
|
|