|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
Труд. ОбществознаниеСчитается, что минимальное пособие стимулирует людей активнее искать работу. Но в последнее время обнаружилась новая тенденция: чем мягче условия предоставления пособия и более значительны сроки его предоставления, тем чаще люди отказываются от малооплачиваемой работы и тем длительнее по времени поиск нового места работы. Безработные не утрачивают желания искать новое место. Те, кто давно расстался с мечтой найти регулярный заработок, превращаются в хронических безработных. Подчас они становятся нищими, ворами, преступниками, стремятся добывать деньги любым незаконным способом. Образ жизни, ценности и поведение безработных заметно отличаются от образа жизни и поведения работающих. Некоторые социологи считают, что человек, потерявший работу, превращается в бездельника. Он не может или не хочет участвовать в активной общественной жизни и бездарно тратит свое время, которое отныне он просто не ценит. Другие, напротив, склонны видеть в подавляющем большинстве безработных не бездельников, а несчастных людей. Всю свою энергию многие из них расходуют на поиски работы (в этом им может помочь биржа труда, фонд занятости, ярмарка вакансий), а нервы тратят на решение главной проблемы — как экономнее распорядиться скудными средствами, состоящими из пособия по безработице и некоторых накоплений, оставшихся от лучших дней. Заботы по уходу за детьми с них никто не снял. Их досуг, скорее, сужается, нежели расширяется или обогащается. Причины безработицы: экономическая конкуренция, в частности на рынке труда; несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям; спад производства; свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий и др. В большинстве развитых стран государственное регулирование занятости и помощи безработным включает подготовку и переподготовку рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, выплату пособий по безработице, страхование безработицы. Уровень и масштабы безработицы — один из важнейших показателей состояния экономики. Понятия: труд, заработная плата, досуг, безработица. Вопросы и задания 1. Дайте определение труду и работе. 2. Чем различаются работники производительного и непроизводительного труда? Узнайте у своих родителей, к какой категории они относятся. 3. Какие виды вознаграждения вы знаете? А какие знают ваши родители? 4. Расскажите о причинах безработицы. *5. Определите, к какому труду — производительному или непроизводительному — относятся следующие профессии: повар, сапожник, токарь, редактор, сталевар, строитель, портной, инженер, учитель, слесарь, грузчик, путепроходчик, водитель. *6. С какими психологическими и социальными трудностями сталкивается безработный? Подумайте, какие пути преодоления этих трудностей существуют в современном мире? *7. Объясните, почему в современном мире сфера услуг все больше теснит сферу производства. *8. Каким образом досуг связан с работой? Проблема. За какую работу следует платить наибольшую зарплату? Практикум. Когда экономическая ситуация в стране благоприятна, безработица невысока, численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи мала, рабочие успевают перепробовать профессии за более короткое время и раньше закрепиться на нужном месте. Если безработица велика, закрепление происходит позже. Молодым рабочим Америки сегодня труднее найти работу, у них выше средний возраст первого брака и средний возраст родителей первого ребенка. А как обстоит дело в России?
|
|
|