Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 3. Социальная сфера

Социальная структура. Обществознание

Манера, или способ поведения, в связи со своим статусом называется социальной ролью. Когда родители запрещают вам возвращаться домой после 11 часов вечера, заставляют делать уроки, не думайте, что у них плохое настроение. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий, а у некоторых он вообще сведен к минимуму. Но вот когда вы повзрослеете, станете вести себя точно также. Подобный «театр» — если жизнь вообще можно назвать подмостками огромной социальной сцены, — продолжается сотни тысяч лет. И всякий раз дети говорят: вырасту большим, никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители ворчат: в детстве мы были лучше. Никому не верьте. Всемирная история давно доказала: в социальной жизни все старо и все повторяется из поколения в поколение. Об этом знали даже в Древнем Египте.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков, связанных с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что последние станут относиться к нему так, как они видят исполнение положенного статуса, а не так, как он намерен исполнять требования этого статуса. Окружающие строят с носителем статуса отношения, соответствующие правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Понятие роли пришло в обществознание из театра. Актеры разыгрывают роли, написанные для них драматургом и интерпретированные режиссером. Роль Гамлета играют так долго, что забыли, сколько лет прошло с момента написания шекспировского шедевра. Но гораздо раньше люди придумали социальные роли. И не перестают изобретать все новые и новые. Сегодня точно никто не знает, сколько их, тысячи, миллионы? Президенты, нищие, профессора, космонавты, бизнесмены. Как разнообразны роли! Но также разнообразен и наш мир. Не будь первого, не было бы, пожалуй, и второго.

А сколько поколений людей, сменяя друг друга, изо всех сил старалось вписаться в ту или иную роль?! Далеко не у всех получалось. И за всем этим стоит человеческая драма, поломанная судьба, голодные дети, ждущие возвращения безработного кормильца.

В театре режиссер объясняет, как надо правильно играть. Актер пять и более лет обучается в специальном учебном заведении. Но кто в жизни учит нас социальным ролям? Да и возможно ли такое?

Понятия: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль.

Вопросы и задания

1. Что такое социальная структура общества? Почему она представляет жесткий каркас? Может быть, для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура была гибкой системой, которую можно легко сжимать, скручивать и производить иные механические действия? * Объясните, какие процессы в обществе подразумеваются под «механическими движениями»?

2. Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своем примере. Какие статусы вы можете обнаружить у себя, у своих родителей и друзей?

3. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры. *Нужны ли они в современном обществе?

4. Что такое социальная роль? Приведите конкретные примеры.

*5. Проанализируйте, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих. Объектом исследования могут стать ваши близкие.

*6. Присмотритесь к своим домашним и к самому себе. Какие роли все вы выполняете в повседневной жизни. Составьте краткий рассказ.

*7. Проанализируйте, из каких составляющих складывается имидж человека.

Проблема. С какого возраста и как человек должен учиться играть социальную роль?

Можно ли изменить свою социальную роль, если она вас не устраивает?

Практикум. На этот раз вам необходимо провести различие между взрослыми и детьми с точки зрения социальных ролей и статусов. Понятно, что их количество у обеих категорий разное. В таблицу внесите социальные роли и статусы детей и взрослых. Для этого используйте свой жизненный опыт и знания. Вспомните все, чем приходится заниматься вам и взрослым (подсказка: если затрудняетесь, прочтите еще раз главу о статусах).

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru