Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 3. Социальная сфера

§ 21. Этнос: нации и народности

Сложнее дело обстоит с русскими эмигрантами последнего десятилетия. Одни легко ассимилировались, другие легко испытывают острую ностальгию по России. Но у многих из них есть возможность свободно посещать свою историческую родину.

Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы ту или иную группу людей считать этносом, необходимо выполнение следующих условий:

    — кровное родство — единство происхождения от общего предка;
    — устойчивая межпоколенная преемственность;
    — единство территории;
    — единство языка;
    — общность исторической судьбы;
    — общая культура и традиции;
    — общее самосознание.

Эти признаки правильнее будет именовать этнообразующими факторами.

этнос

Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком мигрировал впоследствии, уже сформировавшись в единую общность, и которая стала его второй родиной, т.е. исторической родиной, или куда мигрировала только его часть. Нас будут интересовать два последних случая.

Миграция, или переселение со своей исторической родины, послужила основой формирования, например, современного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн. человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они.назывались булгарами и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII веке, откуда их вытеснило другое тюркоязычное племя — хазары.

Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из них достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, переселившиеся за Дунай в VI веке. Тюркоязычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славяно-тюркское государство, во главе с ханом Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славянский язык, стал формироваться теперь уже славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) — Волжско-Камская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формировании современных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов. В X—XIV веках они создали мощное государство — самое сильное в Среднем и Нижнем Поволжье. Оно торговало с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами. Булгария даже соперничала с Древнерусским государством, но, как и последнее, была покорена монголо-татарами. Еще в X веке молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарин к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Булгарин появляются собственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В XIV—XV веках, по мере ослабления Золотой Орды, усиливается военное давление Руси. Русские занимают булгарский престол и подчиняют его Москве. Самостоятельность сохранили только северные территории, где сформировались новое государство — Казанское ханство и новый этнос — казанские татары. Такова историческая судьба некогда единого этноса, одна половина которого превратилась в проводника и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая — в проводника ислама на территории славянского государства Руси.

К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос — довольно позднее историческое образование. Ему, как мы выяснили, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное, они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем — народности и нации. Да и по времени существования индивидуальная семья или род насчитывает обычно до сотни лет, в то время как этнос — более высокий и сложный тип социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет. За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, сами этносы перемещаются по территории планеты.

Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.

Их численность доходила до десятков тысяч человек. На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса — народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.

Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru