Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 3. Социальная сфера

Межнациональные отношения

Этносы, сформировавшись на одной территории, часто перемещаются, вступая в контакт с одним или несколькими народами. К повышенной мобильности были склонны в древности кочевые народы. В отличие от земледельцев, они постоянно мигрировали на обширной площади, нападая на иноземцев. Самый яркий пример — перемещения монголо-татарских орд в XI—XIV веках. Другой пример — великое переселение народов IV—VII веков.

Независимо от того, перемещаются народы и племена из одной части земли в другую или остаются на одном месте, они неизбежно вступают между собой в особый тип социальных отношений, которые называют межнациональными.

Межнациональные отношения включают две разновидности:

    — отношения между разными национальностями внутри одного государства;

    — отношения между разными нациями-государствами.

Изучение проблемы межнациональных отношений внутри одного государства впервые было поставлено на научную основу в США, где белые, составляющие большинство, натолкнулись на сопротивление чернокожего населения.

Поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX века численность всех белых и всех небелых почти выравнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Специалисты стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Сегодня уже многие «белые» (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоциации (клубы, партии).

Однако парадокс заключается в другом. За сотни лет рабства и борьбы с ним американские негры так усвоили ценности культуры белых, что, давно забыв африканские традиции, приняли ее как свою собственную. И не только приняли, но и стали активно защищать. В интервью, взятом у них после событий 1992 года, чернокожие обвиняли корейцев и выходцев из Латинской Америки в том, что те неприветливы, непатриотичны в отличие от белых американцев, живущих по соседству. И если в будущем белые в Америке окажутся в численном меньшинстве, защищать идеалы культуры белых будут, скорее всего, негры.

Национальное большинство по-разному относится к национальным меньшинствам. Белые всегда относились к неграм как к тупым и ленивым рабам. Стереотип закрепился, потребовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы он исчез. А вот к азиато-американцам сразу стали относиться иначе. Свойственные азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветствовались американцами. Их стали называть «образцовыми национальными меньшинствами». Но они жили более изолированной жизнью, что не всем нравилось. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основавший свое предприятие или магазин, брал на работу прежде всего родственников. Так выходило даже дешевле. Американцы же требовали, чтобы владельцы нанимали служащих независимо от национальности. И были правы, поскольку в демократическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.

Разные меньшинства — это еще и разные культуры, представителями которых они выступают. Азия все время была очагом древней и очень высокой культуры. В этом отношении с ней не могут поспорить даже европейцы. Иное дело — Африка, где большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Америка находится как бы посредине.

Интересен и другой факт: сплетни, бойкот, рэкет, оскорбления и физическое насилие выступают элементами социального и этнического выравнивания. Кто чаще к ним прибегает? Конечно, не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но эмигранты в США всегда начинали с нуля. Им труднее приходилось бороться за выживание. Если вспомнить 30-е годы, то захлестнувшая Америку волна мафии была итальянской. Учиняя поборы с мелких лавочников и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальянские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали другим, что в Америке шансы на успех должны быть равными независимо от срока въезда в страну. Во второй половине XX века итальянскую мафию сменили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшинства, обделенные экономическими ресурсами, статусами и привилегиями, боролись за выживание и успех.

Истории известны мирные и военные формы взаимодействия народов. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает национальным меньшинствам использование родного языка в публичной жизни, образовании, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формирование многонационального государства, где соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Однако даже при самом удачном стечении обстоятельств на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать нормы другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными. Племена, украшающие носы кольцами, представляются им дикарями, мужья, имеющие десять жен, считаются безнравственными, блюда из насекомых — отвратительными. Они считают правильным только свой образ жизни.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru