|
|
|
Глава II. Право
Права и свободы человека и гражданина (окончание)Юридические гарантии и система защиты прав человекаВполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать — осуществить, исполнить, претворить в жизнь? На этот вопрос Конституция даёт прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45). Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46—54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами. Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определённая система органов защиты прав человека — механизмов защиты, как говорят юристы. Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета — изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту. Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»). Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача — способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека. И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека — судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворён решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше — вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтёт необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.
Права ребёнкаРебёнок располагает ровно тем же объёмом прав и свобод, что и взрослый. И всё-таки между ними есть различия, причём в пользу ребёнка. И это понятно: ведь каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей — принципов) открыл «эпоху прав ребёнка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства...». Однако данная Декларация — это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению. Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;
Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребёнком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста. Далее излагался каталог прав ребёнка. На первое место, конечно же, поставлено право ребёнка на жизнь (ст. 6) и на всё то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др. Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.
Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава — «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11). Подробнее с её содержанием вы познакомитесь на следующих уроках. ПРОВЕРИМ СЕБЯ 1. В чём особенности юридических норм, которые принято называть правами человека? 2. Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла? 3. Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведи два-три аргумента.) 4. Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закреплённых в нашей Конституции? 5. В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ? 6. Какой из «механизмов защиты» прав человека считается наиболее массовым и почему? 7. Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека? 8. Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой? 9. Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребёнка? * 2 В КЛАССЕ И ДОМА 1*. Утверждают, что человек ответственный — это и есть человек свободный. Объясни почему. 2. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Предлагаем, исходя из этого текста, обосновать известную мысль о том, что Декларация базируется на началах нравственности. 3*. Из Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления...» (ст. 32, ч. 2); «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им...» (ст. 35, ч. 2); «Каждый имеет право на отдых...» (ст. 37, ч. 5). Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажи, к какой группе относится право, названное в каждой из статей. 4*. Найди в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают её идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека. ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «В пользу свободы вопиет всякое право; но всему есть мера». Латинское юридическое изречение «Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время прав себе, есть только свинство». Ф. М. Достоевский (1821—1881),
|
|
|