|
|
|
Глава II. Право
Гражданские правоотношения (окончание)Защита прав потребителяКаждый из нас, делая покупки, заказывая работы или услуги, выступает в гражданских правоотношениях как потребитель. Напомним, что потребитель согласно закону «О защите прав потребителей» — это гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение приобрести, заказать или использовать их исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Представьте следующее:
В этих случаях вы потребитель, права которого нарушены. Во-первых, право на необходимую и достоверную информацию о товаре (срок годности, срок службы, гарантийный срок и пр.), включая инструкцию, которая обязательно должна быть на русском языке. Во-вторых, право на качество товара, т. е. на его соответствие требованиям стандарта или условиям договора. Подтверждением этого является нередко (как в случае с джинсами) фирменный знак. В-третьих, право на безопасность товара (услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя, а также окружающей среды. Данное право включает в той или иной мере право на качество, а значит, предполагает соответствие стандарту. Документ, удостоверяющий соответствие товара стандарту, называется сертификатом. Поэтому покупатель, чтобы удостовериться в надлежащем качестве и безопасности товара, вправе требовать от продавца сертификат соответствия. Как же защитить свои права потребителя? Сначала попытайтесь самостоятельно, без посредников, добиться от другой стороны (правонарушителя) оперативного выполнения ваших законных требований. Например, можно потребовать, чтобы в кратчайший срок инструкция, прилагаемая к товару, была переведена на государственный язык и доставлена вам на дом. В случаях продажи товара ненадлежащего качества (в том числе и упомянутых лжелевисов) вы вправе по своему выбору требовать замены одного товара на другой, соразмерного уменьшения цены товара, возвращения денег, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Потребителю предоставляется также право на возмещение вреда, причинённого некачественным товаром, услугой или работой. Речь идёт не только об имущественном вреде (например, о материальном ущербе после пожара в комнате из-за возгорания мобильного телефона), но и о вреде неимущественном — моральном. Подчеркнём, что моральный вред — это физические или нравственные страдания гражданина (беспомощность, боль, страх, унижение, стыд и пр.), которые возникают в связи с действиями, нарушающими его личные неимущественные права, а также действиями, посягающими на другие принадлежащие ему нематериальные блага, например здоровье. Размер компенсации морального вреда определяется в каждом конкретном случае судом на основании рассмотрения иска либо самого потребителя, либо общества по защите прав потребителей, либо органа местной власти (если потребитель вынужден был обратиться к ним за содействием в защите своих прав). Подчеркнём, что права обращаться в эти инстанции и, главное, в суд — важнейшие права потребителя. В заключение отметим, что закон не сможет защитить ни вас, ни ваших близких, если вы сами не предпримете для этого никаких усилий. ПРОВЕРИМ СЕБЯ 1. В чём суть гражданского права? 2. Каковы особенности гражданских правоотношений? 3. Какие виды гражданско-правовых договоров вам известны? 4. В чём проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних? 5. Какие права имеет потребитель? 6. Как он может защитить их? * В КЛАССЕ И ДОМА 1*. Какие из приведённых ниже сделок мог совершить 15-летний гражданин без согласия родителей (свои ответы поясни): а) стать членом кооператива;
2. Какому понятию соответствует следующее определение: «...вид сделки, выражающей согласованную волю двух и более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»? Поясни свой ответ. 3. 13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счёта. Однако сотрудница банка отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Аргументируй свой ответ. 4. Гражданин обратился в суд с иском к муниципальному жилищному ремонтно-эксплуатационному предприятию, которое обслуживает его дом, о возмещении ему морального вреда. В обосновании иска гражданин указал, что недалеко от подъезда своего дома он упал в открытый люк, повредив ногу. Длительное время лечился, но до сих пор ещё хромает. Выскажи аргументированное предположение, какое решение примет суд. 5. Назови услуги, которые оказываются лично тебе и твоей семье. Какие из них порождают гражданские правоотношения, а какие нет? Ответ поясни. 6. Заполни (в тетради) таблицу «Виды материальных и нематериальных благ».
Впиши перечисленные блага в соответствующие графы таблицы: право на доброе имя, деньги, здоровье, стихи, изобретение, информация, машина, загородный дом, земельный участок, право на личную и семейную тайну, караоке, видеокамера. 7*. Обсуди с родителями и друзьями вопрос: собственность — это благо или бремя? Подготовь небольшое сообщение на эту тему. ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «Уговор дороже денег». Русская поговорка «Собственность — ловушка; то, что мы имеем в своём владении, на самом деле владеет нами». А. Карр (1808—1890),
|
|
|