Главная >> Обществознание 9 класс. Кравченко

Глава 2 (5). Человек и его права

Право, семья, ребенок

Семейные права. Каждый ребенок имеет право жить в семье. Его нельзя ни по каким причинам насильно забрать из семьи. Лишь в исключительных случаях родители могут быть лишены родительских прав. В любых жизненных ситуациях ребенок имеет право знать, кто его родители, и общаться с ними. Закон позволяет беспрепятственно получать разрешение на въезд в страну, где проживают мать и отец ребенка. Специальные нормы семейного права регулируют отношения родителей и детей, согласно которым родители обязаны воспитывать ребенка. Ребенок не имеет права на имущество родителей, однако дети могут пользоваться вещами, принадлежащими родителям. Но и родители не имеют права на имущество ребенка. Если ребенок остается сиротой, государство берет на себя функции родителей, поддерживая детей материально.

Право на образование. Это право позволяет детям бесплатно получать начальное, основное, среднее (полное) образование, а затем на конкурсной основе поступать в вуз. Можно дополнительно изучать иностранные языки или заниматься музыкой. Такие образовательные услуги могут быть платными и бесплатными. Все дети равны в правах, а потому не может быть никакой дискриминации при обучении детей.

Социальные права. Государство обязано всесторонне поддерживать детство. В нашей стране ежегодно отмечается Всемирный день защиты детей (1 июня), разрабатываются всевозможные программы помощи детям из малообеспеченных семей. В школах для них организуется бесплатное питание. Если у детей погибли родители, назначаются пенсии.

Жилищное право. Ребенок, как и взрослый, имеет право на жилище. Когда ребенка вселяют в квартиру, где прописаны родители, не требуется согласие других членов семьи. Ребенок сохраняет право пользования квартирой родителей, лишенных родительских прав.

Трудовое право. В свободное от учебы время можно работать, если, конечно, хочется иметь какой-то доход. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Но вот исполнилось молодому человеку 16 лет, а работу он так и не нашел. В такой ситуации право разрешает признать его безработным, предоставляя возможность получать пособие.

В истории нашей страны известны многочисленные случаи применения детского труда на тяжелых и вредных работах с маленькой оплатой. Во многих странах детский труд было выгодно использовать и ребенок оказывался в положении раба. В нашей стране нельзя заставлять детей трудиться, не давая им возможность получить образование. Запрещено использовать детский труд на тяжелых производствах, где может быть нанесен ущерб их здоровью.

Ребенок имеет не только права, но и обязанности. К примеру, он обязан получить основное общее образование. Обязанности школьников закреплены в уставе. Юноши несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе. В 16 лет юноша обязан явиться по вызову военного комиссара для постановки на учет, в 18 лет он подлежит призыву на военную службу. Эта обязанность лежит в основе наших прав на безопасность страны и дает возможность поддержать обороноспособность государства, а в случае необходимости защитить его граждан. Однако несовершеннолетние дети до 15 лет не могут принимать участие в военных действиях. Им запрещается приобретать и хранить оружие. Нельзя носить газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства или ножи с выбрасывающимся лезвием. Такие запреты предохраняют здоровье, жизнь детей от опасности. Все обязанности, возложенные на гражданина страны, обязательны для исполнения детьми.

Понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

Вопросы и задания

*1. Почему забота о детях и их воспитании является не только правом, но и обязанностью родителей?
2. В чем выражается забота детей о престарелых и немощных родителях?
3. Разъясните на конкретных примерах смысл следующих прав ребенка:

    — право на свободу совести;
    — право на жизнь;
    — право на образование.

*4. У каждой эпохи свои правила воспитания и образования детей. В российских нормах права нет четких юридических норм, закрепляющих правила воспитания детей. Представьте, что у вас появилась возможность создать закон о том, как нужно воспитывать детей и как они должны себя вести в жизни. Какие нормы права вы определили бы в нем?
*5. Данные исследований показали, что 79,6% родителей хотели бы, чтобы их дети были не очень образованными, но хорошо приспособленными к жизни. А что вы думаете по этому поводу? 6. Сталкивались ли вы когда-нибудь с нарушением прав ребенка? Как можно защитить нарушенные права?

Проблема. Ученые ввели в науку новый термин «синдром опасного обращения в семье». Он может проявляться в виде насилия над детьми. Подумайте, способен ли в этой ситуации ребенок защитить свои права и каким образом? Какие организации или люди могут помочь?

Практикум. К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как поступить в сложившейся ситуации.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru