Главная >> Обществознание 9 класс. Кравченко

Глава 2 (5). Человек и его права

Преступление

В нашей стране, как и во многих других государствах, действует принцип презумпции невиновности. Он означает, что только суд может назвать человека преступником, определив ему меру наказания. Определению вины предшествует кропотливая работа правоохранительных органов.

Задержали группу подростков на рынке. Они вымогали деньги у покупателей, а у некоторых вытаскивали из сумок кошельки. Возбуждено уголовное дело. Согласно правилам, нужно провести дознание и предварительное следствие. Вначале юридически такие ребята называются подозреваемыми, так как на них падают подозрения в совершении преступления. Когда же им предъявят обвинения, они станут обвиняемыми. Но ведь это не обязательно. Подозреваемых могут вообще отпустить, если выяснится, что они ничего противоправного не совершали. Некоторые из них могут выступать свидетелями по делу.

Следователь — уполномоченное лицо органов внутренних дел. Он проводит допрос, чтобы собрать сведения о совершившемся деянии. Есть специальные тактические приемы, используемые следователем на допросах. Они разработаны в криминалистике. Это наука, изучающая технические, тактические средства и методы расследования преступлений. Все показания заносятся в протокол. На допрос несовершеннолетних могут быть приглашены педагог и родители. Если они не пользуются авторитетом у подростков — их не приглашают. Проведены допросы, выявлены обстоятельства дела. Следователь составляет обвинительное заключение, прокурор подписывает, и дело передается в суд.

В процессе судебного заседания вновь разбирается совершенное деяние и роль в нем подсудимого. Суд может вынести оправдательный или обвинительный приговор. Если человек совершил преступление и суд его доказал, непременно следует наказание, предусмотренное законом. Есть основные наказания: обязательные и исправительные работы, ограничения по военной службе, арест, ограничения свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. В совокупности с ними могут применяться такие наказания, как лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград, конфискация имущества, штраф, лишение права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенную должность.

Закон оговаривает специальные правила, применимые при наказаниях несовершеннолетних. Если у них есть заработок, могут назначить штраф. В свободное от учебы или работы время несовершеннолетний может выполнять обязательные работы. Например, по благоустройству города или очистке улиц. До одного года подростки могут привлекаться к исправительным работам. Арест как мера наказания от 1 до 6 месяцев может применяться лишь к тем, кому уже исполнилось 16 лет.

Более строгим наказанием является лишение свободы. Для несовершеннолетних оно ограничивается 10 годами. Для взрослых преступников срок лишения свободы за совершение тяжкого противоправного деяния может быть определен судом в 20 лет. Если же человек совершил много преступлений, наказание назначается отдельно за каждое преступление и срок возрастает до 30 лет. Сроки заключения несовершеннолетние отбывают в воспитательных колониях общего режима, а для тех, кто совершает преступления повторно, предусмотрены колонии усиленного режима.

Иногда суд может признать, что несовершеннолетнего можно исправить, не назначая уголовного наказания. Тогда к нему применяются меры воспитательного воздействия. Они носят принудительный характер. Это предупреждение, передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление требований к поведению.

Понятия: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних:

Вопросы и задания

1. Что такое правонарушение? Приведите примеры.
2. Что такое преступление и чем оно отличается от проступка?
3. Проанализируйте свое поведение за последние дни. Совершали ли вы проступки? Почему? Можно ли их было предотвратить?
4. Приведите примеры 5 ситуаций или обстоятельств, которые, на ваш взгляд, могут стать причиной совершения преступления. Укажите, как их можно было предотвратить.
*5. Подумайте, возможно ли государство, где нет нарушителей законов. Ответ аргументируйте.
6. Что такое административный проступок и какая ответственность предусмотрена законом за его совершение?
7. Какую ответственность несут нарушители гражданского права?
*8. Какие виды преступлений вам известны?
*9. Объясните, на каком основании ответственность за некоторые преступления наступает уже с 14 лет.
*10. Какая система наказаний является эффективной и почему?

Проблема. Можно ли согласиться с мнением Сенеки, что «задуманное, хотя и не осуществленное преступление есть все же преступление»?

Практикум. Заполните таблицу.

Верны или ошибочны следующие утверждения?

  • Одним из основных признаков преступления является вина.
  • Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением.
  • Несовершеннолетние не могут подвергнуться наказанию в виде лишения свободы.

    <<< К началу

     

  •  

    ???????@Mail.ru