|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
§ 17. Что такое культураДополнительное чтение. Этикет у народов мираЭтикет - французское слово, подразумевающее собой «наклейку», или «ярлык». Позже оно приобрело новое значение. Этикет представлял собой лист бумаги с напечатанными правилами надлежащего поведения, имевшими хождение при дворе французских королей, прежде всего Людовика XIV. Правила уберегали дворянство от грубых ошибок в присутствии короля. Слово «этикет» в значении «свод хороших манер» в XVIII в. получило права гражданства и в английском языке. Современные книги по этикету служат тем же целям, что и своды правил при дворе французского короля. Они объясняют правила хорошего поведения, накопленные за многие годы, и помогают людям чувствовать себя уверенней в любой ситуации. Хорошие манеры помогают приобрести друзей. Вежливые и доброжелательные люди пользуются наибольшей популярностью. Хорошие манеры помогают получать удовольствие от общения с родственниками, друзьями и просто незнакомыми. Хорошие манеры начинаются дома, а продолжаются в школе. Не только вежливое обращение к одноклассникам или учителям, но даже добросовестное выполнение задания входит в понятие «этикет». Знание правил поведения поможет не оконфузиться на вечеринке. Часто основы вежливости заключаются в соблюдении элементарных правил общежития, например, водитель не должен обдавать грязью пешеходов или неуместным разворотом мешать движению других машин. Значительная часть форм и элементов этикета восходит к глубокой древности. Например, рукопожатие как форма приветствия существовало уже в античные времена, когда мужчина, протягивая открытую правую руку, хотел показать, что у него нет оружия и он настроен мирно. Приподнимаемые шляпы в знак уважения - еще один старинный обычай, распространенный в средние века. Вероятно, это пошло от рыцарей, которые при встрече поднимали забрала, чтобы узнать друг друга. Уважительные слова-обращения также имеют свою историю. Слово «мистер» - модификация слова «мастер», произошло от латинского судебного термина magister, означающего «юрист», «законотворец». В XVIII веке американки обращались к своим мужьям, добавляя к фамилии слово «мистер», вместо того чтобы называть их просто по имени. Сегодня так обращаются ко всем мужчинам - получается и официально, и уважительно. Обращение «сэр» происходит от слова «сеньор», которое в средневековой Франции обозначало «помещика». Вежливое обращение к женщинам «мадам» произошло от старого французского термина «моя госпожа», который использовался низшими слоями населения при обращении к важным придворным дамам. Важное место в этикете гостеприимства занимает форма приглашения куда-либо. Североамериканские индейцы посылали к гостям ходока с написанным на оленьей шкуре текстом послания. Во времена Шекспира приглашения писались на широких листах белой бумаги, тщательно декорированных цветом. Приглашать иным способом считалось оскорбительным. Ритуал приема гостей у себя дома - также элемент этикета. Особенно прославились чайные церемонии японцев. В Японии гостю подают на кусочках бумаги маленькие конфетки и пирожные. Считается приличным, если недоеденное гость завернет в эту бумагу и унесет с собой. И в США хозяйки дают гостям еду домой, например куски свадебного или именинного пирога. У древних греков символом гостеприимства служила соль, а арабы омывали руки гостя теплым молоком. У индейцев трубка мира - главный символ обряда гостеприимства. Столовые приборы почти не встречались в Европе вплоть до конца XVII века. Люди носили с собой ножи и пользовались ими во время обеда. Сегодня ножи и вилки приняты почти во всех странах, но правила пользования ими везде разные. В США нож держат в правой руке, а вилку в левой. После разрезания еды нож откладывают, а вилку перекладывают в правую руку. В большинстве европейских стран вилка остается в левой руке. Китайцы для еды используют палочки. Положенные крест- накрест поверх чашки палочки означают, что гость собирается выйти из-за стола. Кроме национальных, существуют и межнациональные правила этикета. Так, например, на заседаниях ООН послы рассаживаются согласно алфавиту названий своих стран, но на званых вечерах или неформальных вечеринках может проявляться их иерархия. Любые проявления невежливости со стороны дипломата расцениваются как невежливость всей страны. Если речь идет не о повседневном, а об изысканном или высоконравственном поведении, то этикет превращается в особый кодекс идеальных правил поведения. Они известны с глубокой древности. Правило: «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступили с тобой» - берет начало с Ветхого Завета, предписывающего «возлюбить ближнего, как самого себя» (Левий). К ним надо отнести высказывания древних мудрецов, напрмер, китайского мыслителя Конфуция. Древнекитайский трактат «И-Ли» (Книга Этикета и Церемоний) был написан для высшей знати и учил госчиновников изысканным манерам: модным платьям и прическам, ритуалам поведения, правилам поклона, выражениям лица и т.д. Через жесткий этикет китайцы учились контролировать себя и свои чувства. Японские самураи руководствовались неписаным кодексом «Бушидо», в котором от воина требовалось сочетание достоинства, честности и храбрости с абсолютной преданностью господину. Чтобы заслужить славу и почет, самурай терпеливо переносил все страдания и невзгоды и даже с готовностью расставался с жизнью. Идеальным человеком в античной Греции был «калос кага- тос» (красивый и добрый). Предполагалось, что такой человек должен быть мудрым, справедливым и храбрым, также как и благородным, правдивым и дружелюбным. Скромность была не обязательным качеством. Для римлян главным была не прекрасная наружность, а прекрасные манеры поведения. Они оказывали уважение и бедным и богатым, и начальникам и рядовым в равной мере. Прекрасные манеры получают расцвет в Европе с появлением рыцарства. Во Франции оно зародилось в XI веке. Рыцарей приучали с мечом в руках и не жалея жизни защищать христианство и подчиняться прекрасной даме. Часто рыцарь поклонялся своей даме на расстоянии, никогда не разговаривая с ней и, возможно, даже никогда ее не видев. Рыцарский этикет позже проник во все слои дворянства, особенно придворного. Отсюда и более позднее его название - «придворный этикет». Первый трактат с такими правилами опубликован в Италии в 1528 году. Параллельно для среднего класса ходил свой кодекс чести и манер. В Англии он был напечатан еще в 1479 году, а в Италии - в середине XVI века. В нем высмеиваются грубые одеяния и еще более грубая речь. В 1526 году великий ученый Эразм Роттердамский опубликовал «Учтивость», книгу вежливых манер для молодежи. Многие наставления по этикету XV и XVI веков были посвящены обучению детей и слуг. Одна из самых популярных, «Детская книга» (1475), советовала мальчикам, которым предстояло служить в придворных домах, не быть суетливыми в движениях и разговоре, не ронять под стол еду и не спать за обедом, помогать своим господам во время купания и держать свечи во время трапезы. Девочек обучали скромному поведению и обхождению с будущими мужьями. Слуг обучали сервировке стола и рассаживанию гостей за обедом. В XVII веке придворная жизнь Франции сосредоточилась в знаменитом Версале. Король Людовик XIV самолично написал для своей свиты книгу о придворных церемониях. Придворным манерам старались подражать и простые горожане. С распространением пуританизма в Англии в этикет вторгаются нравственные нормы. В XVII—XVIII веках помимо обычной вежливости от английского джентльмена требовались такие качества, как скромность, набожность, сострадание к ближним, посвящение времени больше служению стране, нежели жизни при дворе. Новым моментом стал совет джентльмену не быть ленивым и постоянно выполнять какую-нибудь работу для получения средств к существованию. Индустриальная революция в Англии подняла роль среднего класса. Вскоре его представители больше, чем аристократы, стали придавать значение хорошим манерам. В викторианскую эпоху идеалом стала респектабельность - изысканные беседы за обедом и ежедневные молебны вместе со слугами. Скромность в одежде и поведении были обязательным требованием. Женщины не использовали косметику, избегали шумных разговоров, не читали безнравственных романов. Идеальная молодая леди ела очень мало, легко и часто падала в обморок и краснела, когда на нее смотрели. Викторианские манеры распространились из Англии и в США. Особый упор был сделан на скромность. Считалось дурным тоном для мужчин и женщин вместе сидеть на траве. Иногда мужчинам и женщинам разрешалось раздельно посещать художественный музей для просмотра обнаженных скульптур. В начале XX века моральные устои общества расшатались. Женщины начали курить на публике. В кинотеатрах показывают весьма фривольные фильмы. Молодое поколение потянулось к более раскованным манерам общения. Источник: Compton's Interactive Encyclopedia. Compton's NewMedia, Inc., 1994.
|
|
|