|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
§ 18 (§ 42). Культурные нормыТеперь мы рассмотрим элементы культуры, относящиеся к так называемым культурным, или социальным, нормам, образцам правильного или приличествующего поведения. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной. Если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные. К примеру, цвет лица — частное дело каждого. Так обстоит дело в большинстве цивилизованных стран. Но в Индии цвет лица определяет социальное положение индивида. В так называемых вождествах (первобытных общинах, находящихся на зрелой фазе развития) вождем мог быть избран только человек с красивой и гладкой кожей соответствующего цвета. То же самое можно сказать об ораторских способностях человека. В одних случаях это личное дело каждого, в других ораторское мастерство помогает занять высокие политические посты, а в древнем обществе оно служило неизменным требованием к тем, кто решил занять должность вождя или жреца. Следовательно, это качество и поведение оратора строго нормировались. Культура, подобно губке, впитывает в себя все мелочи жизни — начиная с рецептов приготовления пищи и кончая ритуалом отхода ко сну. Она настолько необходимая вещь, что культуру, как и воздух в нашей квартире, мы чаще всего не замечаем. Среди культурных мелочей важное место занимают привычки. Образ жизни создается нашими привычками.
Спать лежа, кушать первое ложкой, а второе вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы — все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, привычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множество, они соблюдаются нами автоматически, без осознания. Кроме них, существует масса индивидуальных привычек: рано вставать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по утрам, не курить натощак и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах. Манеры — внешние формы поведения человека, основанные на привычках. Они получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным. Ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом — повседневные манеры воспитанного человека. Целовать руку даме, говорить ей изысканные комплименты или здороваться, приподнимая шляпу — светские манеры, присущие небольшой группе людей. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. В авторитарном обществе этикет построен несимметрично: в древнеримском обществе некоторые виды аффективного поведения (агрессия, злоба, раздражение, гнев, вспыльчивость) допускались между вышестоящими и нижестоящими, но запрещались в отношениях между равными по социальному статусу. Хозяин-трибун мог вспылить на своего раба или уличного бродягу, но в отношениях с другим трибуном он обязан контролировать себя. В демократическом обществе политические деятели не позволяют себе грубость ни с равными, ни с нижестоящими. В отличие от манер, обычаи (customs) присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценности. К их соблюдению людей часто принуждают. Они одобрены обществом как массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции: неодобрение, изоляция,порицание.
|
|
|