Главная >> Обществознание 9 класс. Кравченко

Глава 3 (6). Духовная сфера

§ 21 (§ 45). Искусство

Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:

    Искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественнообразных форм освоения мира.

    Искусство в узком смысле — только изобразительное искусство.

    Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем отличаются изобразительное искусство и художественное творчество.

Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

Художественное творчество выступает синонимом слова «художественная культура».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — это совокупность всех видов художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.

В повседневной жизни мы то и дело встречаем выражения: «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь». Что они означают?

Когда рядом стоят культура и искусство, то подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру, а искусство ограничивается только сферой профессионального творчества. Если искусство стоит рядом с жизнью, то подразумевают его оторванность от сиюминутной суетной реальности, уход в мир образов и идей. Если искусство помещают рядом с литературой, то тем самым как бы говорят: словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком. Значит, роман, стихи или театральная пьеса — это не искусство.

В повседневной жизни искусство чаще понимается очень широко. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Необходимо учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства.

Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором момент формы выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т.д.

Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем все множество явлений, относимых к художественной культуре, это образное отражение реальности, переживания и мысли людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.

Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершенно разные. И не только потому, что первые пользуются признанием широкого круга читателей, а вторые интересны автору и его друзьям. Профессиональное произведение приобретает иное общественное значение. Подлинное социальное значение произведения искусства раскрывается только в публичной представленности, в обсуждениях, оценках, откликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специалистами. Дилетант не выносит своих стихов на суд публики, они не получают общественного признания.

Аудитории профессионала и дилетанта принципиально иные: у первого — большие социальные группы, у второго — наоборот. Окончательный приговор профессиональному произведению выносят критики, искусствоведы, т.е. специалисты, и образованная публика, а любительскому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно также собирательством, научным анализом, критической оценкой, популяризацией произведений искусства и меценатством всегда занимались немногочисленные группы подготовленных людей.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru