|
|
|
Глава 1 (4). Политическая сфера
Голосование, выборы, референдумГосударственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является референдум.
Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. Тем не менее он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента. Второстепенность референдума проявляется по-разному. В большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как регулярно референдумы проводятся не на государственном, а на местном уровне. Так, в США этот демократический институт используется лишь субъектами федерации (штатами) и более мелкими административно-территориальными единицами. В масштабах всей страны к нему прибегают лишь в самые ответственные моменты, когда, например, президент желает заручиться поддержкой народа в борьбе с парламентом. В одних государствах (Великобритания) инициаторами референдума выступают только парламент и правительство, в других (Франция) — кроме них, президент, в третьих (Италия) — непосредственно народ. Для того чтобы референдум состоялся, не обязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. Во Франции они обязательны для принятия конституционных поправок. Референдум — дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов. Понятия: активное избирательное право, пассивное избира тельное право, электорат, референдум. Вопросы и задания 1. Чем различаются активное и пассивное избирательные права? 2. Охарактеризуйте поведение различных социальных групп на выборах. *3. Подумайте, от каких причин может зависеть разница в поведении различных социальных групп на выборах. Приведите конкретные примеры поведения ваших знакомых. 4. Что такое электорат? Как рассчитывается его активность? Какая часть населения является в России самой активной частью электората? За кого она голосует? 5. Как вы поняли выражение «политические предпочтения»? В чем они заключаются? *6. Есть ли политические предпочтения у вас? У ваших родителей? Каковы они? 7. Какую роль в политической жизни играют референдумы? *8. Может быть, референдумы не так уж важны, как это считается? Можно ли обойтись без них или существуют ситуации, когда референдум необходим? Выскажите свои соображения. Проблема. Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи в нашей стране? Практикум. Почему? 1. Согласно опросам, основным фактором, повлиявшим на выбор той или иной партии, являются выступления лидеров партии по телевидению (40%), предвыборные ролики (13%) и только на третьем месте — советы близких и родных (10%). 2. Если президент избирается прямым голосованием всего народа, то он должен заручиться поддержкой большинства электората. 3. Если президента избирает парламент, то он должен получить поддержку большинства партий или партии, представляющей парламентское большинство.
|
|
|