|
|
|
Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Методы диагностики восприятияОписываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации. Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. Оценка результатов1 10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов. 8 - 9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек. 6 - 7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек. 4 - 5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек. 2 - 3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек. 0 - 1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. 1 Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8 - 9 баллов — высокий. 4 - 7 баллов — средний. 2 - 3 балла — низкий. 0 - 1 балл — очень низкий.
|
|
|