|
|
|
Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Методы диагностики речиМетодика 24. «Назови слова»Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек. 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление. Оценка результатов 10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. 8 - 9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6 - 7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. 4 - 5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2 - 3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. 0 - 1 балл— ребенок за все время назвал не более 19 слов. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл— очень низкий. Методика 25. «Расскажи по картинке»Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Оценка результатов 10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи. 8 - 9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи. 6 - 7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи. 4 - 5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи. 2 - 3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи. 0 - 1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов— высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
|
|
|