Главная >> Психодиагностика. Немов

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Методы диагностики речи

Методика 24. «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

    1. Животные.

    2. Растения.

    3. Цвета предметов.

    4. Формы предметов.

    5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

    6. Действия человека.

    7. Способы выполнения человеком действий.

    8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

    10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

    8 - 9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

    6 - 7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

    4 - 5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

    2 - 3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

    0 - 1 балл— ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

    10 баллов — очень высокий.

    8-9 баллов — высокий.

    4-7 баллов — средний.

    2-3 балла — низкий.

    0-1 балл— очень низкий.

Методика 25. «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»

Картинки для детей от 3 до 4 лет «Расскажи по картинке»

Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет

«Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

Оценка результатов

    10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.

    8 - 9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

    6 - 7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

    4 - 5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.

    2 - 3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.

    0 - 1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

    10 баллов — очень высокий.

    8-9 баллов— высокий.

    4-7 баллов — средний.

    2-3 балла — низкий.

    0-1 балл — очень низкий.

 

 

???????@Mail.ru