|
|
|
Методы психодиагностики младших школьников
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников (окончание)Методика 26. Анкета для родителей, воспитателей и учителейДанная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, поступающих в школу, и у младших школьников, а также их взаимоотнощений с окружающими людьми. Для лучшей ориентации в структуре анкеты представим общим списком те качества личности, которые определяются с ее помощью, и соответствующие им в анкете порядковые номера суждений. В таблице 12 слева указаны качества личности, а справа — пункты анкеты, которые им соответствуют.
Текст анкеты1 1 Работая с анкетой, необходимо в каждом пункте, кроме первого, выбрать один из подходящих ответов, отмеченных строчными буквами. 1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения. 2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми? а) очень,
3. Общителен ли ваш ребенок с детьми? а) очень общительный, в большинстве случаев предпочита ет играть не один, а с другими детьми,
4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть: а) с детьми старше себя по возрасту,
5. Как ведет себя ваш ребенок в игре? а) умеет организовать детей для совместной игры и для дру гих занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,
6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми? а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,
7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми? а) охотно делится,
8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям? а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен, пы тается его утешить, пожалеть, помочь,
9. Обижает ли ваш ребенок других детей? а) часто обижает,
10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым? а) часто,
11. Обидчив ли ваш ребенок? а) очень обидчив,
12. Справедлив ли ваш ребенок? а) всегда справедлив,
13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду? а) всегда,
14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо? а) всегда,
15. Всегда ли ваш ребенок послушен? а) всегда,
16. Самостоятелен ли ваш ребенок? а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,
17. Настойчив ли ваш ребенок? а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца,
18. Трудолюбив ли ваш ребенок? а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,
19. Уверен ли ваш ребенок в себе? а) вполне уверен,
В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребенка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным. Оценка результатов Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе: 10 баллов — выбор для ответа пункта «а». 5 баллов — выбор из ответа пункта «б». 1 балл — выбор для ответа пункта «в». Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений. Замечание. По первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выводы качественного характера, которые дополняют количественные оценки. Если оценки ребенка, полученные со стороны родителей, воспитателей и учителей, совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует. Если совпадают только оценки двух из трех экспертов, характеризующих ребенка, то делается вывод о том, что данное качество свойственно ребенку с достаточной степенью вероятности. Если, наконец, оценки, предложенные всеми тремя экспертами, расходятся, то ничего определенного о наличии или отсутствии у ребенка данного личностного качества без дополнительного специального исследования сказать нельзя. <<< К началу Следующая страница >>>
|
|
|