Главная >> Психодиагностика. Немов

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 4

Контрольные вопросы

  • 1. Трудности проведения психодиагностики в младшем школьном возрасте.
  • 2. Учет индивидуальных психологических различий в выборе методик диагностики в младшем школьном возрасте.
  • 3. Соотношение игровых и деловых ситуаций при проведении практической психодиагностики младших школьников.
  • 4. Особенности применения различных тестов в младшем школьном возрасте.
  • 5. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста.
  • 6. Чем определяется психологическая готовность детей к обучению в школе и каким образом она оценивается?
  • 7. Способы оценки общей ориентации ребенка в мире при поступлении в школу и его мотивационно-познавательной готовности.
  • 8. Методы оценки внимания детей младшего школьного возраста.

    Карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу, и младших школьников

    Карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу, и младших школьников (продолжение)

    Личностные черты (по тесту Р. Кеттела)

    Индивидуальные межличностные особенности ребёнка (по мнениям родителей, учителей и воспитателей)

    Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации

  • 9. Методы оценки памяти детей младшего школьного возраста.
  • 10. Методы психодиагностики мышления ребенка младшего школьного возраста.
  • 11. Методы изучения воображения младших школьников.
  • 12. Методы оценки уровня развития речи у младших школьников.
  • 13. Общая характеристика методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников.
  • 14. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела.
  • 15. Анкета для экспертного оценивания коммуникативных личностных качеств и межличностных отношений ребенка младшего школьного возраста.
  • 16. Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста.
  • 17. Представление результатов психодиагностики младших школьников в Карте индивидуального психологического развития.
  • 18. Представление выводов и практических рекомендаций по повышению уровня психологического развития ребенка младшего школьного возраста.

    Практические задания

  • 1. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по общей ориентации в мире, отношению к школе и запасу бытовых знаний.
  • 2. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по развитию внимания.
  • 3. Определить готовность двух детей — шестилетнего и семилетнего возраста — по уровню развития памяти к обучению в школе.
  • 4. Определить готовность к обучению в школе одного ребенка шести- или семилетнего возраста по воображению.
  • 5. Определить готовность к обучению в школе двух детей — шестилетнего и семилетнего ребенка — по уровню развития мышления.
  • 6. Определить готовность к обучению в школе любого ребенка по уровню развития речи.
  • 7. Исследовать индивидуальные, личностные особенности ребенка, обучающегося в III или IV классах начальной школы, по детскому варианту теста Кеттела.
  • 8. Исследовать личностные особенности ребенка V класса с помощью детского варианта теста Кеттела.

    Дополнительная литература

  • 1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: методические рекомендации / Сост. Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. Л., 1985.
  • 2. Берулава ГА. Психодиагностика умственного развития учащихся: учебное пособие. Новосибирск, 1990.
  • 3. Вопросы педагогической психодиагностики. Таллинн, 1976. — 156 с.
  • 4. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.
  • 5. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68-80).
  • 6. Детской апперцепции тест. Тематической апперцепции тест. М., 1993.-73 с.
  • 7. Забранная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. Киев, 1988.
  • 8. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. М., 1982. - 96 с. [Требования к заданиям для определения уровня развития теоретического мышления (младшие школьники): 33-37. Как установить степень сформированное™ теоретического мышления: 37-73. Как определить уровень развития мышления в начале обучения: 77-87].
  • 9. КабановМ.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. (Исследования интеллекта: 145-155.)
  • 10. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216 с. (Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141 -167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186.)
  • 11. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Мушин. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51.)
  • 12. Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980.
  • 13. Психодиагностическая работа в начальной школе. Ч. I. Определение готовности к обучению в школе. СПб., 1994. — 78 с.
  • 14. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. СПб., 1993. - 57 с.
  • 15. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович ИЛ. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12-38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79-97. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся: 97-113. Изучение ученических коллективов: 146-172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172-178. Изучение положения школьника в системе межличностных отношений: 178-192).
  • 16. ЦветковаЛ.С, Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981. — 67 с.

     

  •  

    ???????@Mail.ru