Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 4
Контрольные вопросы
1. Трудности проведения психодиагностики в младшем школьном возрасте.
2. Учет индивидуальных психологических различий в выборе методик диагностики в младшем школьном возрасте.
3. Соотношение игровых и деловых ситуаций при проведении практической психодиагностики младших школьников.
4. Особенности применения различных тестов в младшем школьном возрасте.
5. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста.
6. Чем определяется психологическая готовность детей к обучению в школе и каким образом она оценивается?
7. Способы оценки общей ориентации ребенка в мире при поступлении в школу и его мотивационно-познавательной готовности.
8. Методы оценки внимания детей младшего школьного возраста.
9. Методы оценки памяти детей младшего школьного возраста.
10. Методы психодиагностики мышления ребенка младшего школьного возраста.
11. Методы изучения воображения младших школьников.
12. Методы оценки уровня развития речи у младших школьников.
13. Общая характеристика методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников.
14. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела.
15. Анкета для экспертного оценивания коммуникативных личностных качеств и межличностных отношений ребенка младшего школьного возраста.
16. Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста.
17. Представление результатов психодиагностики младших школьников в Карте индивидуального психологического развития.
18. Представление выводов и практических рекомендаций по повышению уровня психологического развития ребенка младшего школьного возраста.
Практические задания
1. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по общей ориентации в мире, отношению к школе и запасу бытовых знаний.
2. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по развитию внимания.
3. Определить готовность двух детей — шестилетнего и семилетнего возраста — по уровню развития памяти к обучению в школе.
4. Определить готовность к обучению в школе одного ребенка шести- или семилетнего возраста по воображению.
5. Определить готовность к обучению в школе двух детей — шестилетнего и семилетнего ребенка — по уровню развития мышления.
6. Определить готовность к обучению в школе любого ребенка по уровню развития речи.
7. Исследовать индивидуальные, личностные особенности ребенка, обучающегося в III или IV классах начальной школы, по детскому варианту теста Кеттела.
8. Исследовать личностные особенности ребенка V класса с помощью детского варианта теста Кеттела.
Дополнительная литература
1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: методические рекомендации / Сост. Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. Л., 1985.
2. Берулава ГА. Психодиагностика умственного развития учащихся: учебное пособие. Новосибирск, 1990.
3. Вопросы педагогической психодиагностики. Таллинн, 1976. — 156 с.
4. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.
5. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68-80).
6. Детской апперцепции тест. Тематической апперцепции тест. М., 1993.-73 с.
7. Забранная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. Киев, 1988.
8. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. М., 1982. - 96 с.
[Требования к заданиям для определения уровня развития теоретического мышления (младшие школьники): 33-37. Как установить степень сформированное™ теоретического мышления: 37-73. Как определить уровень развития мышления в начале обучения: 77-87].
9. КабановМ.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. (Исследования интеллекта: 145-155.)
10. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216 с.
(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141 -167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186.)
11. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Мушин. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51.)
12. Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980.
13. Психодиагностическая работа в начальной школе. Ч. I. Определение готовности к обучению в школе. СПб., 1994. — 78 с.
14. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. СПб., 1993. - 57 с.
15. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович ИЛ. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12-38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79-97. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся: 97-113. Изучение ученических коллективов: 146-172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172-178. Изучение положения школьника в системе межличностных отношений: 178-192).
16. ЦветковаЛ.С, Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981. — 67 с.