|
|
|
Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Методы изучения личности взрослого человека (продолжение)Личностный опросник А.Т. Джерсайлд(Предназначается для оценки качеств личности из блока I, представленных в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека под № 6—14) С помощью этого опросника оцениваются такие качества личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе, в том числе — на отношение педагога к детям и к педагогической работе с ними. При сильно развитых отрицательных показателях этих качеств человеку, по меньшей мере в тот момент времени, когда они диагностируются, противопоказано заниматься педагогической работой с детьми, так как, находясь в подобных хронических состояниях, он принесет мало пользы детям. Инструкция к опроснику «Приведенные ниже высказывания отобраны из типичных, повседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмоциональные проблемы и которым показана групповая психокоррекция или психотерапия. Прочтите внимательно каждое из суждений. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. Отметьте далее, выражает ли данное суждение собой некоторое чувство, присущее вам, или вопрос, в котором вы лично хотели бы разобраться. Укажите также, хотелось ли бы вам лучше понять, что все это значит лично для вас, является ли данная проблема персонально значимой для вас. В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в тексте повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте так, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует. Рассматривайте каждое из суждений как вполне самостоятельное и отвечайте на него независимо от остальных. Отметьте в конечном.сче- те, выражает ли это суждение именно ту проблему, с которой вам лично в жизни приходится постоянно иметь дело. В левой половине опросника даны формулировки соответствующих проблем в форме типичных высказываний людей по этому поводу. В правой половине представлены варианты ответов на них, из числа которых вы должны выбрать тот, который вам более всего подходит, и отметить его».
1 На все следующие суждения предлагаются идентичные варианты ответов, поэтому далее в тексте они подробно не расписываются и указываются только их порядковые номера.
Ключ к методике «Личностный опросник А.Т. Джерсайлд»Ответы на вопросы в данной методике сгруппированы вокруг девяти состояний личности, которые вместе с относящимися к ним суждениями представлены ниже. Каждому состоянию личности в опроснике соответствует 4 суждения, а всего их — 36. Максимальная оценка степени выраженности того или иного качества или состояния личности по данной методике равна 8, а минимальная — 0 баллов. Эти оценки, соответственно, получаются таким образом. Если испытуемый, реагируя на то или иное суждение опросника, выбирает первый ответ, то он получает 2 балла; если он выбирает второй ответ — 1 балл; если третий — 0 баллов. Выбор четвертого варианта ответа — «я не знаю» — никак не оценивается в баллах. В заключение для каждого из девяти состояний личности определяется сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, связанным с данным состоянием личности. Она и представляет собой оценку данного состояния. Ниже даются названия соответствующих состояний личности и порядковые номера суждений, связанных с ними: ОДИНОЧЕСТВО - 7, 15, 20, 34. БЕССМЫСЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ (ощущение бессмысленности существования) — 4,11, 23, 33. СВОБОДА ВЫБОРА (отношение к авторитету) - 5, 21, 24, 35. ПОЛОВОЙ КОНФЛИКТ - 3, 12, 17, 29. ВРАЖДЕБНЫЙ НАСТРОЙ - 8, 25, 30, 32. РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ И ИДЕАЛЬНЫМ Я-2, 14,22,27. СВОБОДА ВОЛИ - 1, 9, 18, 28. БЕЗНАДЁЖНОСТЬ - 6,10, 26, 31. ЧУВСТВО НЕПРИКАЯННОСТИ (бездомность) - 13,16,19,36. Выводы об уровне развития 7-8 баллов - очень сильно выраженное состояние личности. 5-6 баллов — сильно выраженное состояние личности. 3-4 балла — умеренно выраженное состояние личности. 0-2 балла — слабо выраженное состояние личности. Методики 15-18, описываемые далее, предназначены для оценки отдельных черт характера человека, важных для педагога. Это — оптимизм, объективность, сила воли и независимость. Они составляют II блок представляемых в этой главе психодиагностических методик.
|
|
|