|
|
|
Лексика. Фразеология. Лексикография
Слово и его значение
3. Прочитайте тексты. О каком языковом явлении в них говорится? Сравните эти отрывки со вторым абзацем теоретической части параграфа учебника (см. выше). К каким приёмам прибегают авторы, описывая «слово человеческое»? С чем сравнивают, какие средства выразительности используют? 1. Слово — духовное тело мысли, вместе с мыслью в минуту её рождения создающееся в душе нашей, и слово — материальная одежда этою духовного тела, звук, ею выражающий. <...> Слово человеческое рождается вместе с мыслью, мало-помалу развивается, приобретает более духовную форму, и, наконец, чтобы перейти в действие внешнее, в сообщение, из духовного образа переоблачается в образ материальный, в звук; во всём этом есть начало, развитие, постепенность... (В. Жуковский) II. В языке человека нет слова, которое бы мысль человека вполне выражало, ни которое бы выражало её точно; каждое слово походит на морскую трубу, приводимую в движение колебанием волн; есть для взора некоторое ограниченное поле, но на этом поле предметы меняются беспрестанно, смотря по положению глаза наблюдателя; он видит много предметов в одно время и ни одного явственно (хорошо, если наблюдателю есть на что опереть инструмент!). Так и со словом; мысли скользят под фокусом слова; мыслитель думал сказать одно, для слушателя выходит нечто другое. Вавилонское смешение существует доныне. Мыслитель изберёт лучшее слово для своей мысли или силится приковать слово к его значению... нитями других слов, слушатель думает, что мыслитель переменил свои мысли. (В. Одоевский) Подумайте, есть ли такие слова, которые вас удивили своим лексическим значением и звуковой оболочкой? Знаете ли вы, откуда они появились, какова их этимология? Приведите примеры.
|
|
|