Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) — замкнутая группа предложений, объединённых смысловой и синтаксической связью. Все предложения, входящие в сложное синтаксическое целое, служат для развития единой темы (микротемы).
Композиционно прозаическая строфа состоит из трёх частей: зачина, основной части и концовки. Зачин — начало, отправная точка сложного синтаксического целого. Как правило, он указывает на круг событий, которые будут изображены далее. Например:За окном ночь утихла... (В. Набоков); На днях пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться. (Л. Чехов) Основная часть представляет собой развитие микротемы, концовка - её завершение, подведение итогов.
Предложения в сложном синтаксическом целом связаны не только по смыслу, но и структурно, а также с помощью лексикостилистических средств и особенностей интонации.
Особенности интонации обеспечивают ритмико-мелодическое единство сложного синтаксического целого и проявляются в интонационном сходстве предложений, равномерности распределения пауз, соразмерности логических ударений.
Структурное единство обеспечивается строением предложений. Сюда можно отнести единство видовременных форм сказуемых, наличие сочинительных союзов, смысловой или структурной неполноты предложений.
Лексико-стилистическое единство связано с особенностями языковых единиц: выбором лексических и вариантов синтаксических конструкций, обусловленных стилем и жанром; наличием синонимов, антонимов, лексических повторов, местоимений, соотносимых со словами других частей речи; тематической общностью лексики.
Например:Послышалось около третьего корпуса: «жак... жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ионной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами... (А. Чехов) — в сложном синтаксическом целом средствами связи предложений являются синонимический повтор эти звуки, сочинительный союз и, наречие так, формы прошедшего времени глаголов.
Средства ритмико-мелодического и структурного единства организуют параллельный тип связи предложений. Средства лексико-стилистического единства организуют цепную (последовательную) связь между предложениями в тексте. Сочетание всех трёх групп средств — это смешанный тип связи предложений.
Абзац — это: 1) отступ в начале строки; 2) отрезок текста между двумя такими отступами. Выделение части текста в абзац может быть связано: с функционально-стилистическими особенностями текста; с индивидуальной авторской манерой расположения текстового материала; с целью усилить воздействие на воображение или мышление читателя.
Основная функция абзаца - разделительная. Абзац может:
а) отделять речь автора от речи персонажа;
б) отделять речь одного персонажа от речи другого персонажа;
в) разделять монологическую речь на смысловые отрезки.
Абзац и сложное синтаксическое целое выполняют сходные смысловую и стилистическую роли, поэтому часто они могут соответствовать друг другу, их границы могут совпадать.
Выделяют следующие способы оформления в абзац сложного синтаксического целого:
1) абзац равен сложному синтаксическому целому с единой микротемой;
2) абзац равен зачину синтаксического целого (в следующий абзац входит остальная часть сложного синтаксического целого);
3) абзац равен концовке сложного синтаксического целого, если в ней содержатся обобщение, вывод, причина, которые одинаково относятся ко всем предложениям сложного синтаксического целого;
4) абзац равен нескольким сложным синтаксическим целым, если их микротемы подчинены единой теме.
472. Пользуясь материалами параграфа, подготовьте монологическое высказывание на лингвистическую тему «Абзац. Понятие и функции». Проверьте получившийся текст на соблюдение логики. К какому типу речи он будет относиться? А к какому стилю? Выступите с докладом перед классом.
473. Прочитайте текст. Докажите, что это сложное синтаксическое целое. Найдите его части. Назовите ведущий тип связи между предложениями.
Пьер взглянул ещё раз на бледное, тонкое, с чёрными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что-то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, — подумал он. — Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, — улыбнулось, и из этой растворённой двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил её.
(Л. Толстой)
1. Какова роль деталей в создании Л. Толстым портретных характеристик своих героев?
2. Найдите в тексте восходящую градацию.
474. Найдите в произведениях художественной литературы примеры, иллюстрирующие различные способы оформления в абзац сложного синтаксического целого. Выпишите их и проанализируйте. Назовите микротемы. Укажите типы связи предложений.
475. Прочитайте стихотворение «Молитва». Определите, как строится стихотворение в качестве сложного синтаксического целого. Какие части в нём выделяются? Какие лексические и грамматические средства используются для этого (служебные слова, формы глаголов, анафоры, повторы)?
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
(М. Лермонтов)
1. Какую роль в инверсии играют определения?
2. Выделите антонимические пары. Какие из них являются общепринятыми, а какие — индивидуально-авторскими? Приведите соответствующие синонимы.