Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Предложения с чужой речью

§ 101. Способы передачи чужой речи

В зависимости от способа передач различают три разновидности чужой речи: прямую, косвенную, несобственно-прямую.

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора. В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.

Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Ср.:

Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.

Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт, — косвенная речь.

Но всё-таки надо было подумать: как бытье местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

476. Прочитайте афоризмы. Преобразуйте их в прямую и косвенную речь. Запишите получившиеся предложения.

    1. Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. (Ф. Жанлис) 2. Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон) 3. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге. (М. Горький) 4. Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. (Д. Писарев) 5. Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится. (Т. Фуллер) 6. Я знаю мину показного внимания: это самая глубокая степень рассеянности. (Г. Лихтенберг)

 

 

???????@Mail.ru