Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Предложения с чужой речью

§ 103. Знаки препинания при диалоге

В произведениях художественной литературы часто используются диалоги. Диалогом называется разговор двух или нескольких лиц.

1. Если все реплики диалога даются с абзаца, то перед ними ставятся тире. Например:

— Что это за река ?
— Не знаю. Не спрашивал. Вероятно, Зуша.
— Нет, не Зуша. Какая-то другая.
— Ну тогда не знаю.

(Б. Пастернак)

2. Если реплики пишутся в строчку, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется друг от друга тире. Например: Владимир стал дожидаться. Не прошло минуты, он опять начал стучаться. Ставень поднялся, борода показалась. «Что те надо?» — «Что ж твой сын?» — «Сейчас выдет, обувается. Али ты прозяб? взойди погреться». — «Благодарю, высылай скорее сына». (А. Пушкин)

3. Если после реплики идут авторские слова, то тире перед последующей репликой опускается. Например: Мы с женой спрашиваем его: «Где был?» — «В лес, говорит, гулять ходил — да встретил там некоего зелёного старичка, который со мною много разговаривал и такие мне вкусные орешки дал!» — «Какой такой зелёный старичок?» — спрашиваем мы. «Не знаю, говорит, никогда его доселе не видывал». (И. Тургенев)

481. Прочитайте отрывок из повести «Дом на Набережной». Какие разновидности речи встречаются в тексте?

Как вы знаете, одной из важных составляющих характеристики персонажа является его речь. Прочтите характеристику отчима и сравните с его манерой общения. Что о нём можно сказать?

Как вы думаете, почему в этом фрагменте нет прямой речи Глебова?

    Как-то морозным днём Глебов сидел в комнате Лёвки Шулепы, играли в шахматы, и вдруг зашёл Лёвкин отчим. Лёвка говорил, что батя работает круглые сутки, дома не бывает и даже спит на работе. Ходил Лёвкин отчим в серой гимнастёрке, подпояс...ой тонким, в серебр...ых украшениях Кавказ...им ремешком, в серых галифе и сапогах. И вот он вошёл в комнату, посмотрел недолго на шахматную партию и спросил:

    — Глебов Вадим — это, кажется, ты?

    Глебов кивнул.

    — Пойдём на минуту со мной.

    Глебов шёл вслед за его отчимом в кабинет. Ему и в голову не могло прийти то, что он там услышал.

    — Садись!

    Глебов сел в кож...ое тёмно-вишнёвое кресло.

    — Мне Лев передал записку твоей матери относительно... — Он надел очки и прочитал: — Бурмистрова Владимира Григорьевича. Это ваш родств...ик? Так, постараюсь навести справки о нём, если будет возможно. Но и к тебе есть просьба! Скажи мне, Вадим, кто был зачинщиком бандитского нападения на моего сына Льва в школьном дворе?

    Глебов обомлел. Он никак не ожидал такого вопроса. Ему казалось, что та история давно забыта, ведь прошло несколько месяцев! Он тоже был зачинщ...ком, хотя в последнюю минуту решил не принимать участия. Но кто-нибудь мог рассказать. Всё это Глебов сразу сообразил и немного струсил. Видя, что Глебов смутился и молчит, Шулепников сказал строго:

    — Это не просто так, не пустяки — напасть на моего сына. Дело тут групповое, но должны быть зачинщ...ки, организаторы. Кто они?

    Глебов пробормотал, что не знает. Ему было не по себе. До такой степени не по себе, что что-то заныло и заболело внизу живота. Глебову подумалось, что другого выхода нет и надо сказать. От этого, может быть, зависела судьба дяди Володи. Глебов мучился, колебался, язык не двигался, смелости не хватало.

    Лёвкин отчим сказал:

    — Видишь ли, у Льва есть большой недостаток — он упрям. Упёрся и не хочет давать показаний из ложного чувства товарищества.

    От страха Вадим и выпалил: назвал Медведя, который действительно был главный подбивала и которого Глебов не любил, потому что тот, пользуясь своей силой, иногда давал ему без всякого повода подзатыльники, и назвал Манюню, известного жадину. В общем-то, он поступил справедливо, наказаны будут плохие люди. Но осталось неприятное чувство — как будто он, что ли, кого-то предал, хотя он сказал чистую правду про плохих людей.

(Ю. Трифонов)

1. Найдите в тексте существительные общего рода. Выполните их морфемный разбор и определите способ образования.
2. В выделенном фрагменте текста найдите и выпишите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Выполните его синтаксический разбор.
3. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, объясните написание. Укажите их часть речи, объясните написание.
4. Какие проблемы поднимает автор в этом фрагменте? Можно ли сказать, что Глебов выдал зачинщиков только из-за возможности наказать плохих людей и помочь дяде Володе? Оправдывает ли автор поступок Глебова? Докажите своё мнение, опираясь на текст. Напишите сочинение-рассуждение по данной проблеме.

 

 

???????@Mail.ru