|
|
|
Предложения с чужой речью
Знаки препинания при цитатах482. Объясните постановку знаков препинания в предложениях. Выделите различные способы введения цитаты в текст. 1. Здесь Пушкин в чувственном огне слагал душой своей опальной: «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». (Ес.) 2. Киреевский утверждал, что в просвещении одиноком, ограниченном лишь своей национальностью, «нет жизни, нет блага, ибо нет прогрессии, нет того успеха, который добывается только совокупными усилиями человечества». (Сол.) 3. Я перелистал свою работу. Вдоль каждой страницы шла красная черта, а в конце было написано: «Идеализм. Чрезвычайно слабо». (Кав.) 4. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку» — вот идеал, сложившийся в душе автора помимо всяких условных воззрений. (Добр.) 5. И когда во вступлении к поэме Блок обрушивает на нас свои могучие ямбы:
когда мы читаем это, мы понимаем, что не раз, видимо, прошёл Блок, прогуливаясь утром, по росистой меже от Шахматова до Тараканова, до церкви, хотя и не заходил в неё, потому что как бы он мог войти в запертую церковь? (Сол.) 483. Употребите цитаты в контексте. Покажите различные способы включения цитаты в контекст. Объясните постановку знаков препинания. Образец: «Главное дело в жизни — любовь» (Л. Толстой). — Л. Толстой писал: «Главное дело в жизни — любовь». — Л. Толстой писал, что «главное дело в жизни — любовь» и т. д. 1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. Достоевский). 2. «Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства» (И. Гончаров). 3. «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке» (Л. Толстой). 4. «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия» (В. Белинский). 5. «Искусство должно облагораживать людей» (Е. Вахтангов). 6. «Вдохновенье — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П. Чайковский). 7. «Вдохновение рождается только из труда и во время труда» (П. Чайковский). 484. Спишите предложения, расставляя знаки препинания при цитатах. Замените, где это необходимо, строчные буквы прописными. Границы цитат обозначены знаком //. 1. // Мне кажется // писал Л. Толстой // что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица. Если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно //. 2. // Народ отражает себя всего полнее в языке своём // так писал крупнейший учёный, историк и филолог XIX века И. Срезневский. 3. В. Солоухин утверждал // ты можешь быть инженером, химиком, футболистом, писателем, электриком, генералом, учителем, но если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве, что такое Достоевский, что такое Поле Куликово... // 4. Л. Ландау писал, что // грош цена физике, если она застилает всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика //. 5. // Бороться и искать, найти и не сдаваться! // эти слова стали нашим девизом. 6. Н. Гоголь писал // может быть //...// станут говорить, что теперь нет уже Ноздрёва. Увы! // ... // Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане //. 485. Прочитайте отрывок из воспоминаний Г. Козловской об А. Ахматовой. Какие способы цитирования встречаются в тексте? Выпишите предложения с разными способами цитирования. Свой первый в Ташкенте новогодний вечер Ахматова провела вместе с нами, в нашем доме. Алексей Фёдорович, встретив её на пороге, поцеловал обе руки и, взглянув ей в лицо, сказал: «Так вот вы какая». — «Вот такая, какая есть», — ответила Анна Андреевна и слегка развела руками. Вероятно, было что-то в его молодом и весёлом голосе, что заставило её улыбнуться, и сразу не стало минут замешательства и неосвоенности при первом знакомстве. Могу засвидетельствовать, что Алексей Фёдорович был одним из немногих, кто не испытывал робости и особого оцепенения, какое бывало у большинства людей при первом знакомстве с Ахматовой. В тот вечер Анна Андреевна, войдя в комнату, быстро подошла к горячей печке и, заложив назад руки, стала к ней спиной. Тут мы увидели, что глаза у неё — синие. Мы увидели её красоту, ту вечную её красоту, которая, изменяясь с годами, не убывала, по-новому раскрываясь. Даже в старости, отяжелев, она приобрела ещё какую-то величавость и гляделась словно статуя самой себе. Красота Ахматовой была радостью художников. Сколько их пыталось воплотить её неповторимость и необычность! И если в мире первое место по числу портретных изображений принадлежит лорду Байрону, второе — Ференцу Листу, то третье, бесспорно, — Анне Ахматовой — поэту и женщине. В этой красоте они неотделимы друг от друга, и неизвестно, поэт ли озарял женщину, или женщина озаряла неповторимостью своей поэта. Она стояла в волнах тёплого воздуха, и стройность её казалась почти воздушной. Патрицианскую её голову мягко облегали волосы, ещё не седые, а того цвета, что раньше называли «соль с перцем». Они красиво лежали тяжёлым пучком на затылке. И вдруг она сказала: «Хотите, почитаю стихи?» И мы впервые услышали её голос, читающий стихи:
И она повлекла нас за собой в свой мир, мир своей памяти, полный тайны и озарённый магией её поэтического слова. Она завладела нами, и мы предались ей всецело и навсегда. Ахматова без наших слов поняла, что случилось с нами. Мы стали ей нужны. Ей важен был наш душевный отклик. С того дня она стала приходить к нам, то каждый день, то через день или дня через три. Всякий раз приносила написанное накануне, и мы стали свидетелями, как росла и ветвилась её «Поэма без героя». Как удивителен был этот процесс развития сюжета, как он обрастал многообразием эпиграфов, они таинственно, как бы зеркальным отражением приоткрывали нераскрытый в текстах смысл. Эти эпиграфы могли бы стать поэмой сами по себе. Она ещё не написала на бумаге бессмертные слова о покинутом, гибнущем городе. Но они жили в её крови и питали сердце. Есть ли равные им? Ахматова и сама была околдована своей поэмой. Много ли в истории русской литературы примеров такой неотступной одержимости темой, которая в течение двадцати шести лет не покидала её и оживала всё новыми гранями? 1. Определите тип речи и стиль. Какова композиция этого текста? Можно ли назвать данный отрывок отзывом?
|
|
|