Речь — явление не только лингвистическое, но вместе с тем психологическое и эстетическое. Именно поэтому люди давно замечают хорошее и плохое в речи, давно делают попытки понять и объяснить, что в речи хорошо и что плохо.
Так, римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были выделены и описаны сами эти качества, а среди них такие, как ясность, чистота, умеренность и др. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества речи недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи — уместность.
Язык и речь едины и различны. В этом нужно видеть одно из проявлений великого закона диалектики. Если язык — это совокупность и система единиц общения (звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений), рассматриваемых в отвлечении от речи и выражаемого ею конкретного содержания, то речь — это последовательность тех же самых единиц, построенная по законам языка для выражения вполне конкретного содержания. Грубо: язык — набор готовых к употреблению фонетических, лексических и грамматических единиц и их категорий; речь — выбор из этого набора единиц, нужных для выражения определённого содержания, и организация их в «цепь», в последовательность. Язык — единицы и категории общения в функциональной статике, в готовности к использованию, речь — они же в динамике, в применении, в связи с конкретными мыслями, чувствами, настроениями и желаниями людей.
Именно в речи (а не в языке) возникают и уничтожаются такие её качества, как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность и др. Именно поэтому же термин «культура речи» предпочтительнее термину «культура языка»: о языке нелогично говорить, правилен он или неправилен, точен или неточен, уместен или неуместен. Все подобные характеристики более приложимы к речи.
|