Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Культура речи

Правильность русской речи

503. Прочитайте отрывки из трудов о литературном языке писателей и лингвиста. Выделите основные периоды становления русского литературного языка, изложенные в первом и втором фрагментах. Какой период в истории русского литературного языка является четвёртым периодом, по мнению В. Жуковского? С чьим именем связан современный русский литературный язык? Как вы думаете, кто является представителем литературного языка в наши дни?

    I. Историю нашей словесности можно разделить на два периода. Первый, по моему мнению, продолжается до последнего десятилетия царствования Екатерины Второй. В начале его три словесника покушались приближить, а не приблизить книжный язык к употребляемому в обществах. Князь Кантемир начал, и с довольным успехом; Тредиаковский хотел перещеголять его, и за недостатком разборчивости составил такой слог, которым смешил даже и современников.

    Потом Ломоносов, одарённый превосходным гением, очистил книжный язык от многих слов, обветшалых и неприятных для слуха, подчинил его законам исправленной им грамматики, предложил в риторике своей правила для соблюдения плавного словотечения; и хотя советовал пользоваться чтением церковных книг, но сам начал писать чистым русским языком, понятным каждому состоянию, и заслужил славу первого преобразователя отечественного слова.

    (И. Дмитриев)

    II. Первый период <...> обнимает всё время между основанием государства и Ломоносовым, который первый произвёл переворот в русском языке, имевший длительное следствие.

    <...> К этому периоду относятся лишь немногие памятники; язык ещё не приобрёл никакой установившейся формы.

    Второй период (от Ломоносова до Карамзина). Ломоносов, гениальный человек, создавший наш поэтический язык, прежде всего обогатив его множеством поэтических выражений, а затем введя в него новые формы... <...> Одновременно своей грамматикой он начал приводить в порядок нормы, лежащие в основе языка, а своими прозаическими произведениями он продвинул вперёд также и прозу.

    Третий период. Его представителями являются Карамзин в прозе и Дмитриев в поэзии. <...> Карамзин открыл тайну слова в прямом значении — ясности, изящества и точности. Вкус, свойственный Карамзину в прозе, является свойством Дмитриева в стихах. Они почти установили язык. В будущем писатели могут его обогатить, внося в него черты, свойственные их личному дарованию, но ему уже не предстоит испытать никаких глубоких изменений.

    Настоящий период ещё в цветении. Уже есть писатель, который подаёт надежды сделаться его представителем. Это — молодой Пушкин, поэт, который уже достиг высокой степени совершенства в смысле стиля.

    (В. Жуковский)

    III. Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён. Более пристальное рассмотрение нам показывает, что наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, что он иногда шаблонизирует нашу мысль; но дальше оказывается, что он же даёт материал для преодоления этих форм, для движения мысли вперёд. Ищущим, настойчиво добивающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя. Таким образом, он является и нашим отцом и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем «наш литературный язык»?

    (Л. Щерба)

1. Определите основную мысль каждого фрагмента.
2. Запишите тезисы к первым двум фрагментам, к третьему фрагменту составьте план.

504. Найдите в отрывках из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка. Укажите их современные нормативные варианты. Найдите в романе другие архаичные формы и составьте таблицу по приведённому ниже образцу. Для справок можно использовать книгу Н. Шанского «По следам "Евгения Онегина"».

Часть речи

Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
(I, XXXV)

Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племён минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые...
(II, XVI)

Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
(II, X)

К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.
(VII, XXXV)

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru