Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Морфемика и словообразование

§ 15. Состав слова

Морфе́мика — учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.

Морфе́ма (от греч. — форма) — наименьшая, далее неделимая, значимая часть слова.

Словообразование — раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.

Состав слова

Слова в русском языке состоят из элементов, которые называются морфемами. Морфема — минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению.

Морфему можно сопоставить со словом, но они различаются целым рядом признаков:

    1) слова в языке существуют самостоятельно, а морфемы — лишь в составе слова. Ср.:
    2) морфемы являются строительным материалом для слов, а слова — для предложения;
    3) слова всегда принадлежат какой-либо части речи, т. е. характеризуются лексико-грамматической соотнесённостью, а морфемы — нет.

Основа слова может состоять из одной морфемы корня) или нескольких.

Например:

Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

Корневая морфема, Корень, Аффиксальные морфемы, Словообразующие, Формообразующие, Суффикс (корень слова)

Корень — это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения: Корневая морфема выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.

К корню могут присоединяться другие морфемы, которые конкретизируют значение слова. Ср.:

В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных. Например: собирать — соберу; касаться — коснуться; грозить — грожу; столица — столичный; корм — кормление.

59. К каждому из слов подберите не менее пяти родственных слов.

    Синий, детский, путать, домовой, ласково, свежий, бестолковый, добренький, песенник, столешница.

60. Подберите родственные слова и выделите корни.

    1. Способный, осуждение, подушечка, пшеничный, агитация, апробация, тупик, подоконник, вязание, словесный, бедствие, помощник, проводник.

    2. Павлин, беличий, петух, наперсток, извещение, здравствовать, сказочник, происхождение, влюблённость, просвещение, освящение, перестукиваться.

61. Отметьте чередования в корне слов.

    Назвать — назову — называю; блестеть — блистаю — блёстки; день — дня; пою — петь; лить — лью; клевать — клюю; снимать — снять; гнить — гной; сбор — соберу — собирать; шью — шить — шей; ложь — лжи; тесен — тесна.

62. Отметьте чередующиеся согласные в корне слов.

    Отец — отеческий; блеск — блестеть — блещу; соблюсти — соблюдать; вести — водить — вожу — вождение; ловить — ловлю; крутой — круче; жемчуг — жемчужина; колебаться — колеблюсь; земля — земной.

63. Выпишите родственные слова, отметьте корни-омонимы.

    1. Носить, переносица, носильщик, поднос, носик, носовой, ноша, носище.
    2. Виновный, винный, повинный, виновник, винодел, винокур, невинный.
    3. Белый, беляк, белочка, белизна, беличий, белить, белила, набело.
    4. Наводнение, паводок, подводник, уводить, вода, переводчик, водитель.

Аффиксальные морфемы

В слове, членимом на морфемы, помимо корня, выделяются аффиксы: приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительные гласные о, е (интерфиксы) и постфикс -сь (-ся).

Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие.

Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов (например: учитель — солдат — ).

Формообразующие аффиксы не меняют лексического значения слова, а используются для образования его грамматических форм. Эти аффиксы, следовательно, имеют только грамматическое значение, например: (им. п., ед. ч.) — (род. п., ед. ч.); (им. п., ед. ч., м. р.) — (дат. п., ед. ч., м. р.).

Приставка (префикс) — значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед другой приставкой) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова. Например:

Суффикс — значимая часть слова, стоящая после корня (или другого суффикса) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова. Например:

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru