Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Самостоятельные части речи

Морфологический разбор имени существительного

Порядок разбора

    1. Часть речи.

    2. Начальная форма (им. п., ед. ч.).

    3. Постоянные признаки:

      а) собственное или нарицательное;
      б) одушевлённое или неодушевлённое;
      в) конкретное, отвлечённое, собирательное, вещественное;
      г) род (мужской, женский, средний, общий);
      д) склонение.

    4. Непостоянные признаки:

      а) падеж;
      б) число.

    5. Функция в предложении.

Образец разбора

Отговорила роща золотая... (С. Есенин)

    1. Роща — имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

    2. Начальная форма — роща.

    3. Постоянные признаки:

      а) нарицательное;
      б) неодушевлённое;
      в) конкретное;
      г) ж. р.;
      д) 1-е скл.

    4. Непостоянные признаки:

      а) им. п.;
      б) ед. ч.

    5. В предложении является подлежащим.

150. Прочитайте текст. Определите тему. Выпишите предложение, в котором, как вы считаете, заключена основная мысль. Напишите сочинение-рассуждение с опорой на основную мысль текста.

    Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

    Михаил Михайлович — это было имя для города. А в тех местах, где Пришвин был «у себя дома», — в сторожках объездчиков, в затянутых таинственным туманом речных поймах, под тучами и звёздами полевого русского неба — звали его просто Михалычем. И, очевидно, огорчались, когда этот удивительный, запоминавшийся с первого взгляда человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездясь под железными крышами, напоминали ему о просторах его «журавлиной родины».

    Жизнь Пришвина — доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, — всегда создатель, обогатитель и художник.

    Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

(К. Паустовский)

1. Допишите схему — заполните недостающие звенья, приведите примеры слов.

Частицы речи

2. Приведите примеры существительных (2—3 слова) каждого склонения.

3. Охарактеризуйте непостоянные признаки выделенных слов.

4. Выпишите существительные, обозначающие профессию, укажите суффиксы, с помощью которых они образованы.

5. Сколько микротем выделено в тексте? Сформулируйте их.

6. К какому типу речи относится текст? Приведите аргументы. А к какому стилю речи? Докажите.

7. В чём вы видите смысл жизни? Что, по вашему мнению, должно определять выбор жизненного пути человека?

8. Почему междометия и звукоподражательные слова стоят обособленно?

9. Назовите формы глагола, которые ряд учёных относят к отдельным частям речи.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru