|
|
|
Самостоятельные части речи
Морфологический разбор имени существительного
150. Прочитайте текст. Определите тему. Выпишите предложение, в котором, как вы считаете, заключена основная мысль. Напишите сочинение-рассуждение с опорой на основную мысль текста. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Михаил Михайлович — это было имя для города. А в тех местах, где Пришвин был «у себя дома», — в сторожках объездчиков, в затянутых таинственным туманом речных поймах, под тучами и звёздами полевого русского неба — звали его просто Михалычем. И, очевидно, огорчались, когда этот удивительный, запоминавшийся с первого взгляда человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездясь под железными крышами, напоминали ему о просторах его «журавлиной родины». Жизнь Пришвина — доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, — всегда создатель, обогатитель и художник. Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой. (К. Паустовский) 1. Допишите схему — заполните недостающие звенья, приведите примеры слов.
2. Приведите примеры существительных (2—3 слова) каждого склонения. 3. Охарактеризуйте непостоянные признаки выделенных слов. 4. Выпишите существительные, обозначающие профессию, укажите суффиксы, с помощью которых они образованы. 5. Сколько микротем выделено в тексте? Сформулируйте их. 6. К какому типу речи относится текст? Приведите аргументы. А к какому стилю речи? Докажите. 7. В чём вы видите смысл жизни? Что, по вашему мнению, должно определять выбор жизненного пути человека? 8. Почему междометия и звукоподражательные слова стоят обособленно? 9. Назовите формы глагола, которые ряд учёных относят к отдельным частям речи.
|
|
|