Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Русский язык 10-11 класс

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

333. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Установите тип орфограмм.

    1. (Не)далеко от холма маленькая реч...ка р...сползалась в луж...цу; г...рячие лучи и раскале...ая почва, жадно вып...вая её, отнимали у неё силу; но (не)множко далее она, вероятно, сл...валась с другой такою(же) реч...нкой, потому (что) шагах в ста от холма по её т...чению з...ленела густая, пышная осока, из которой, когда под...езжала брич...ка, с криком вылетело три б...каса. (Ч) 2. Песня, тихая, т...гуч...я и заунывная, похожая на плач... и едва уловимая слухом, слыш...лась то (с)прав..., то (с)лев..., то (с)верх..., то из(под) (3, з)емли, точно над степью н...сился (не)видимый дух и пел. (Ч) 3. Я летал над Берингов...м, над Баренцев...м морями. (Кав.) 4. Лето мы провели в (С, с)еребр...ом (Б, б)ору, в стари...ом, заброше...ом доме с маленькими лестницами(переходами), с резными деревя...ыми потолками. (Кав.) 5. С...бака моя, (н...)мало (н...)медля, с сверх...естестве...ыми усилиями залезла под д...ван и, (по)видимому, нашла там много пыли, потому(что) расчихалась страшно. (Г.) 6. Среди других играющих детей она [девочка] напоминает лягушонка. Заправле...а в трусы худая рубаш...нка, колеч...ки рыжеватые кудрей р...ссыпа...ы, рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и (не)красивы. (Заб.) 7. Меннерс, дли...ый молодой парень, с весну...атым скучным лицом и тем особе...ым выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, перет...рал за стойкой посуду. (Грин) 8. Дерзайте! Беритесь за большие дела, если вы берётесь (в)серьёз. Способности, как и муск...лы, р...стут при тр...нировке. Большие открытия (не)всякому (по)плечу, но кто (н...)решается пробовать, (на)верняка (н...)чего (н...)откроет. (Обр.) 9. Седые кудри складками выпадали (из)под его [Эгля] соломе...ой шляпы; серая блуза, запра- вле...ая в синие брюки, и высокие с...поги пр...давали ему вид охотника; белый воротнич...к, галстук, пояс, униза...ый серебром блях, трость и сумка с нов...ньким ник...левым замочком — выказывали горожанина. (Грин) 10. Взяв стар...нькую, но на её [Ассоль] голове всегда ю...ую ш...лк...вую косынку, она пр...хватила её рукою под подбородком. (Грин)

334. Прочитайте отрывок из рассказа «Степь». Определите его тип речи. На какие признаки вы при этом опирались? Какие изобразительновыразительные средства языка встречаются в тексте? Назовите их, приведите примеры.

Сколько микротем можно выделить в тексте? Сформулируйте их и запишите.

    I. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днём, но уж её нежная лиловая окраска, затушёванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле.

    II. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей- то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

    III. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждёт и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.

    IV. А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далёкое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся чьё-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в неё, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему тёплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

    V. Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки- степнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца!

1. Выпишите выделенные слова, расставьте ударения.
2. Выполните морфологический разбор 2—3 имён существительных (по выбору).
3. Найдите в тексте краткие прилагательные. Каким членом предложения они являются?
4. Найдите в тексте относительные местоимения. Какую роль они выполняют в предложении и какими членами предложения будут являться?
5. Составьте таблицу «Разряды причастий», заполнив её примерами из текста. Выделите суффиксы, укажите время причастий и их форму (полную или краткую), объясните правописание суффиксов причастий.
6. К какой части речи относятся слова чаще и чаще в абзаце IV? Сделайте их морфемный разбор.
7. Какому правилу подчиняется написание ь в глаголах?
8. Объясните написание не—ни в словах текста.
9. Определите вид синтаксической связи словосочетаний рассказы встречных, сказки няньки-степнячки, в трескотне насекомых.
10. Объясните постановку тире в выделенном предложении. Спишите его и выполните синтаксический разбор.
11. Запишите предложение, в котором роль сказуемого выполняют прилагательные сравнительной степени, подчеркните в нём грамматические основы.

335. Прочитайте текст и озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Укажите средства выразительности текста.

    За мрачной равниной, миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину — зелёную, ровную котловину, окружённую синими, поразительно яркого цвета горами. Горы имели мягкие очертания, их подножия, покрытые свежей травой, казались аквамариновыми. Цепь густо-синих гор на аквамариновых фундаментах, высившаяся за зелёным простором под хмурым бессолнечным небом, выглядела совершенно сказочной. Впереди над горами виднелся узкий голубовато-стальной просвет — там пролегала долина Дзабхана. При спуске в долину дорога пошла по необычайно чёрным горам. В отличие от обычных гобийских гор, чёрных от пустынного загара, эти низкие, сильно разрушенные горы состояли из насквозь чёрных пород. Такая внутренняя, а не внешняя чернота сразу чувствуется на взгляд, и мне пришла на память монгольская поговорка: «Змеиная пестрота — снаружи, человечья пестрота — внутри»...

    На вершине перевала, на маленьких ступенчатых площадках, стояло множество очень острых и высоких пирамидок с узкими основаниями. Это были редкой формы выступы, столь же чёрные, как все зубцы, стены, откосы вокруг. Впереди и внизу в чёрных воротах уже виднелся сверкающий Дзабхан. По крутому выпуклому косогору мы стали съезжать в долину. Я заметил, что дорога проведена неладно — нужно было бы немного потрудиться и вскопать косогор.

(По И. Ефремову)

1. Сформулируйте 7—8 вопросов на правила орфографии:

    а) правописание гласных в корне;
    б) правописание согласных в корне.

2. Подготовьте по 3—4 вопроса на каждую часть речи.
3. Задайте подготовленные вами вопросы своим одноклассникам.

 

 

???????@Mail.ru