|
|
|
Синтаксис и пунктуация
Пунктуационный анализ (окончание)II. Прочитайте текст. Какой принцип русской пунктуации предлагает А.Х. Востоков? Чем отличается эта трактовка от принципов пунктуации, предложенных М.В. Ломоносовым? Сравните знаки препинания, названные в грамматиках этих учёных. Подумайте, в чём новизна грамматики Востокова. В произношении мы отделяем, для вразумительности, один период от другого и части периода одни от других должайшими или кратчайшими остановками, также приличными повышениями или понижениями голоса. В письме показываем сии остановки и перемены голоса знаками препинания. Знаки препинания суть: 1. Запятая (,), показывающая кратчайшую остановку голоса.
337. Прочитайте текст из книги «Современная русская пунктуация». Пунктуация в письменной речи, а интонация в устной служат одним и тем же целям — смысловому членению текста; они придают речи осмысленный характер. Произнесение одних и тех же выражений с различной интонацией, как и различное пунктуационное оформление, может в корне изменить их смысловое значение. Ср., например: Получен второй февральский номер журнала и Получен второй, / февральский номер журнала. Ходить долго / — не мог и Ходить / — долго не мог. (А. Наумович) Докажите, что пунктуация и интонация взаимосвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию. Подберите примеры, подобные приведённым в тексте. 338. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
1. Как ещё можно расставить знаки препинания в этом стихотворении и как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
Вопросы для повторения1. Какова основная роль пунктуации в оформлении текста? 2. Какова роль пунктуации при прочтении текста?
|
|
|