Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения

Обособленные и необособленные определения

388. Прочитайте отрывок из произведения Н. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему однородных членов первого предложения.

    Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а весь сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!

    Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щеголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

1. Определите тему и основную мысль текста. Выразите своё отношение к прочитанному в виде небольшого сочинения.
2. Как вы понимаете смысл выделенной фразы?
3. Выпишите из текста устойчивые выражения. Установите источник их происхождения.
4. Объясните написание частиц ней ни с разными частями речи в первом абзаце.

389. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите одиночные и распространённые определения и слова, к которым они относятся. Укажите условия обособления определений.

    1. Вообразите себе человека лет сорока пяти высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. (Т.) 2. Это был крепкий маленький смуглолицый желчный холостяк с горячими и насмешливыми чёрными глазами с сильной проседью в чёрных растрёпанных волосах. (Купр.) 3. Ему чудилось, что уже появился из-за далёкого-далёкого поворота весенний город Хвалынск в цветущих холмах тихий сияющий счастливый. (Фед.) 4. Удивлённый и грустный он ушёл с палубы наверх. (М. Г.) 5. И дальше тропой неизбежной, сквозь годы и бедствий и смут, влечётся суровый прилежный веками завещанный труд. (В. Бр.) 6. Молодой сарыч огромно-нелепый и вялый вылетел из чащи. (Пришв.) 7. Мужики поудалее вооружились вилами и топорами. (Гонч.) 8. В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река. (Тютч.) 9. В военной форме в новых блестящих скрипящих сапогах в фуражке набекрень он явился домой и положил на стол двести рублей. (Кав.) 10. Измученные грязные мокрые мы достигли наконец берега. (Т.) 11. В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой в сером же жилете с голым, как колено, черепом и необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Гонч.) 12. За длинным столом покрытым синим сукном сидело пятеро. (Аверч.)

390. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, на которые вы опирались.

    Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

    Они шли пели и смеялись; мужчины — бронзовые с пышными чёрными усами и густыми кудрями до плеч в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — весёлые гибкие с тёмно-синими глазами тоже бронзовые. Их волосы шёлковые и чёрные были распущены, ветер тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами вплетёнными в них. Ветер тёк широкой ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.

    Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...

    Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч пышные странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

1. Определите тип речи текста. Обоснуйте своё решение.
2. Какие выразительные средства языка можно выделить в тексте? Какую роль они выполняют?

391. Выпишите предложения с обособленными определениями по группам: а) стоящими после определяемого слова; б) относящимися к личному местоимению; в) относящимися к имени собственному; г) имеющими дополнительные обстоятельственные значения; д) отделёнными от определяемого слова другими словами. Расставьте пропущенные знаки препинания.

    1. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга. (П.) 2. Худенький тёмный с выпученными рачьими глазами Саша Яковов говорил торопливо. (М. Г.) 3. Приезжал дядя Яков с гитарой привозил с собою кривого и лысого часовых дел мастера в длинном чёрном сюртуке тихонького похожего на монаха. (М. Г.) 4. Подобралась дружная ватага: безродный Кострома вихрастый костлявый с огромными чёрными глазами; татарчонок Хаби простодушный и добрый. (М Г.) 5. Не остывшая от зною ночь июльская блистала. (Тютч.) 6. Митька не изживший давнего своего позора со сватовством ходил хмурый и злой. (В. Ш.) 7. Пыльный и усталый Пётр медленно пошёл в сад к белой келье брата. (М. Г.) 8. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. (Г.) 9. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. (Т.) 10. Мазепа в думу погружённый взирал на битву окружённый толпой мятежных казаков. (П.) 11. Листья сирени в упор освещаемые лампой резко и странно выступали из темноты неподвижные гладкие и блестящие точно вырезанные из зелёной жести. (Купр.) 12. Высокий прямой он шёл по улице, тяжело опуская кленовую палку. (Ю. Яковл.)

392. Перестройте предложения, заменяя обособленные определения необособленными. Объясните условия обособления/необособления и постановку знаков препинания.

    1. Месяц только что встал, большой и багровый, в черноватом и тусклом тумане. (Т.) 2. Перед главной избой тянулся навес, подпёртый тоненькими столбиками. (Т.) 3. В мусоре, выброшенном из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших. (Обр.) 4. Я где-то читал, как по одной надписи, вырезанной на камне, учёные открыли жизнь целой страны. (Кав.) 5. Жизнь в городе, сонная и однообразная, пошла своей колеёй. (Кор.)

II. Замените необособленные определения обособленными. Объясните, какие изменения произошли. Какие знаки препинания необходимо поставить при обособленных определениях?

    1. Сильный до одури запах был кругом. (Г.) 2. Прибитая снегом трава лежала полосами. (Арс.) 3. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (Шол.) 4. В ней что-то чудотворное горит... (Ахм.) 5. Но во взоре упорном и странном угадать ничего не могу. (Ахм.) 6. Тяжёлая, обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в наклонной стене. (Кор.)

III. Придаточные определительные предложения замените обособленными определениями. Укажите различия между придаточными предложениями и обособленными оборотами. Объясните постановку знаков препинания.

    1. Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-синем болгарском небе? (Гарш.) 2. После этого он понёс совершеннейшую чушь, которая доставила мне глубокое удовольствие. (Аверч.) 3. Пахло тёплым ржаным хлебом, который выпекали в подвале вокзального буфета. (Паст.) 4. Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках. (Г.) 5. Первое «лесное» слово, которое меня совершенно заворожило, было «глухомань». (Пауст.) 6. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. (Ч.)

393. Соотнесите с каждым пунктом правила обособления и необособ- ления определений (см. с. 55—58) данные предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подберите из художественных произведений недостающие примеры.

    I. 1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом. (Л.) 2. Трудами ночи изнурённый я лёг в тени. (Л.) 3. Терек воет дик и злобен. (Л.) 4. Иностранец окинул взглядом высокие дома квадратом окаймлявшие пруд. (Булг.) 5. Вон в снеговом половодье плывёт облако большое тёплое, каких не бывает зимой. (Пришв.) 6. В читальню вошёл широкий приземистый мужчина одетый в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями в маске. (Ч.) 7. Что-то необыкновенно широкое размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги. (Ч.) 8. Гарт ходил в чёрном просторном костюме строгом и скучном. (Пауст.) 9. Смотреть на неё спокойную и сильную приятно. (Г.) 10. Кубря прозрачная глубоководная со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами со своими широкими заводями прекрасна. (Пришв.)

    II. 1. В большой зале с двумя зеркалами в простенках картинами- премиями «Нивы» в золотом багете с парой карточных столов и дюжиной венских стульев было пустынно и скучно. Гостиную украшали три лампы одна другой больше. В тёмной без окон спальне, кроме широкой кровати, стояли сундуки. (М. Г.) 2. Молодой малый в длинном кафтане из синего толстого сукна встретил нас на крыльце. (Т.) 3. Человек высокого роста с усами вышел из чащи. (Г.) 4. Среднего роста с лысой головой в венчике седых кудрявых волос с бритыми щеками и торчащими усами похожими на зубные щётки прямой и ловкий в кожаной куртке он каждым своим движением позволял узнать в нём старого унтер-офицера. (М. Г.) 5. В бричке сидело двое обывателей: купец Иван Иваныч Кузьмичов бритый в очках и в соломенной шляпе больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой — отец Христофор Сирийский, настоятель Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане в широкополом цилиндре и в шитом цветном поясе. (Ч.)

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru