|
|
|
Лексика. Фразеология. Лексикография
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления40. Прочитайте отрывок из произведения Ю. Полякова «Сто дней до приказа». Определите тип речи, обоснуйте свой выбор. Выпишите термины. В какую тематическую группу их можно объединить? С какой целью их использует автор? ...Я испуганно открываю глаза и вижу старшину батареи — прапорщика Высовеня. — Вставай! Трибунал проспишь! — сурово шутит прапорщик. За окошком не утро, а знобкая темень. Ежась и застегиваясь на ходу, ребята выбегают на улицу. Сквозь стекло видно, как на брусчатом батарейном плацу топчется несколько солдат — зародыши будущей полноценной шеренги. В казарме, возле изразцовой печки стоит сердитый, со следами сна на лице замполит дивизиона майор Осокин. Время от времени он резко дергает головой, точно отгоняет надоедливую мысль. Это — тик, последствие контузии, полученной в Афгане. Рядом с замполитом томится командир нашей батареи старший лейтенант Уваров. Он пытается хмуриться, как бы недовольный неорганизованным подъёмом вверенной ему батареи, но взгляд у него растерянный. В руках наш нервный комбат мнет и ломает свою гордость — фуражку-аэродром, пошитую в глубоко законспирированном столичном спецателье. — Давай, Купряшин, давай! — брезгливо кивает мне комбат Уваров. — Спишь, как на первом году! Защитничек... — А что случилось? — совсем по-цивильному спрашиваю я, потому что часть мозга, ведающая уставными словосочетаниями, ещё не проснулась. — Тревогу же на завтра назначили. Старшина Высовень медленно скашивает глаза в сторону замполита, потом снова смотрит на меня, и в его взоре столько многообещающей отеческой теплоты, что я пулей срываюсь вниз, вмиг обрастаю обмундированием, на бегу опоясываюсь ремнём, вылетаю на улицу и врезаюсь в строй. Шеренга вздрагивает, принимая блудного сына, и замирает. Как вы понимаете смысл выделенных словосочетаний? На чём строится языковая игра? Найдите подобные примеры в тексте. 41. Проектное задание. Что вы знаете о существовании так называемого интернет-сленга? Прочитайте отрывок из книги Л.П. Крысина «Язык в современном обществе». О какой «свободе языка» повествует автор? Все, кто сколько-нибудь внимательно всматривался в то, каков русский язык в многообразных речевых жанрах Интернета — чатах, форумах, конференциях и пр., — отмечают необычайную свободу, с которой обращаются здесь с языком. Эта свобода часто доходит до крайних форм, когда искажаются до неузнаваемости всем знакомые слова: автор превращается здесь в аффтар, дневник — в днивниг, красавчик — в красавчег и т. п. Это своеобразная словесная игра, сознательное изменение привычных форм написания слова (заметим: произношение этих слов остаётся в рамках литературного). 1. В настоящее время в обществе активно обсуждаются вопросы, связанные со снижением в молодёжной среде уровня владения языком. Что вы думаете об этой проблеме? Подготовьтесь к устному выступлению:
2. Выступите перед аудиторией, используя ваши домашние заготовки. Поучаствуйте в дискуссии: обсудите проблему с одноклассниками, ответьте на интересующие их вопросы. Сделайте общий вывод по итогам проделанной работы.
|
|
|