|
|
|
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
426. Спишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. 1. Нет нет матушка не надо никакого! (Дельв.) 2. Нет не пошла Москва моя к нему с повинной головою. П.) 3. Да были люди в наше время, могучее, лихое племя. (Л.) 4. Нет что однажды решено — исполню до конца! (Я.) 5. Да наша жизнь текла мятежно, полна тревог полна утрат... (Н.) 6. Нет нет не оттого признаньем медлю я, что я боюсь она не отзовётся. (Я. Пол.) 7. Да скифы — мы! Да азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Б.) 8. Я сам тоже учитель да учитель, я учу богатого купца. (Остр.) 9. Да дурен сон; как погляжу тут всё есть, коли нет обмана. (Гр.) 10. Нет не тебя так пылко я люблю. (Л.) 427. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвардия». Выпишите предложения с междометиями, угвердительными и отрицательными словами, объясните знаки препинания. Какую эмоциональную окраску придают тексту эти слова? Миколка, наконец, не выдерживает: Желал бы я знать, почему так близко стреляют? Ведь не может же быть... Сам себя прервал и исказился при движении в самоваре. Пауза. Стрелка переползает десятую минуту и — тонк-танк — идёт к четверти одиннадцатого. — Потому стреляют, что немцы... — неожиданно бурчит старший. Елена поднимает голову на часы и спрашивает: — Неужели, неужели оставят нас на произвол судьбы? — Голос её тосклив. Братья, словно по команде, поворачивают головы и начинают лгать. — Ничего не известно, — говорит Николка и обкусывает ломтик. — Это я так сказал, гм... предположительно. Слухи. — Нет, не слухи, — упрямо отвечает Елена, — это не слух, а верно; сегодня видела Щеглову, и она сказала, что из-под Бородянки вернули два немецких полка. — Чепуха. — Подумай сама, — начинает старший, — мыслимое ли дело, чтобы немцы подпустили этого прохвоста близко к городу? Подумай, а? Я лично решительно не представляю, как они с ним уживутся хотя бы одну минуту. Полнейший абсурд. Немцы и Петлюра. Сами же они его называют не иначе как бандит. Смешно. — Ах, что ты говоришь. Знаю я теперь немцев. Сама уже видела нескольких с красными бантами. — Так, по-вашему, Петлюра не войдёт? — Гм... По-моему, этого не может быть. — Налей мне, пожалуйста, ещё одну чашечку чаю. Ты не волнуйся. Соблюдай, как говорится, спокойствие. — Но, боже, где же Сергей? Я уверена, что на их поезд напали и... — И что? Ну, что выдумываешь зря? Ведь эта линия совершенно свободна. — Почему же его нет? — Господи, боже мой! Знаешь же сама, какая езда. На каждой станции стояли, наверное, по четыре часа. — Революционная езда. Час едешь — два стоишь. Елена, тяжело вздохнув, поглядела на часы, помолчала, потом заговорила опять: — Нет, я вижу, немцы играют какую-то двойную игру. И почему же нет хвалёных союзников? У-у, негодяи. Обещали, обещали... 1. Определите способ образования выделенных слов.
Вопросы для повторения1. В чём основное отличие словосочетания и предложения? 2. Какие виды простого предложения по цели высказывания могут быть эмоционально окрашенными? Какие знаки препинания используются в эмоционально окрашенных предложениях? 3. Какими конструкциями можно заменить обособленные определения, выраженные причастным оборотом? 4. Чем вводные слова отличаются от вставных конструкций?
|
|
|